Театральная компания ЗМ

Пресса

2 марта 2012

Золотая маска-2012

Елена Ковальская | журнал «Афиша»

Документальные спектакли всех мастей и современная пьеса в разных жанрах

Для тех, кто только что к нам присоединился: весна — время «Золотой маски». Фестиваль начинается в конце марта, а за тактом, в начале месяца, проходит ­программа «Новая пьеса».

В этом году в «Новой пьесе» будет разное. Финская пьеса из Латвии и литовская из Сибири. Одна пьеса про хорошего милиционера, другая — про плохую девочку. Будут две пьесы Анны Яблонской, талантливой одесситки, погибшей в прошлом январе в домодедовском теракте, — «Язычники» из Прокопьевска и «Пустошь» из Таллина. Разного будет много. Но есть и центральная тема — ­документальный театр. Его будет больше всего. Знаменитый «Ильхом» со спектаклем про двадцатилетие независимости Узбекистана. Реальные кировские ­выпускницы расскажут со сцены, что их гонит после школы из родного города и ради чего бы они остались. В спектакле из шахтерского Прокопьевска дело происходит в загсе, а в «Заполярной правде» — в подвале. Монолог краеведа «Моя война» — любительский театр (зато снайперское попадание в тему). А комедия «Двое в твоем доме» сделана в «Театр.doc», благодаря которому документальный театр у нас и появился.

Вообще-то, документальному театру сто лет в обед. В XX веке особую склонность к нему имели немцы. У Эрвина Пискатора, например, был спектакль по шиллеровским «Разбойникам», где Карла Моора заменил Карл Либкнехт, он и товарищи произносили шиллеровские стихи вперемешку с манифестами рабочей партии. Немцы в двадцатом веке сперва развязывали одну за другой ­мировые войны — а потом сами себе изумлялись, делали чудовищные вещи — и задавались вопросом, почему они позволили этим вещам свершиться. Часть вины за это лежала и на театре, который по давно заведенной манере развлека­ет, обманывает иллюзией, усыпляет сознание. В документальном театре немцы нашли театр, который — наоборот — будил. С тех пор во всем мире он используется, чтобы выносить на публичное обсуждение общественно значимые вопросы.

К чему эта историческая преамбула? К тому, что документальный театр ­попросту не мог не появиться в России на рубеже веков. После перестройки на сцене шли только коммерческие потехи или классика, все были заняты по­становкой сновидений. Тогда по приглашению «Золотой маски» британский The Royal Court Theatre провел серию семинаров с русскими драматургами. И у нас появился собственный, незаемный документальный жанр. А вскоре ­появился и «Театр.doc» — по-настоящему свободный, никому ничем не обя­занный и делающий только то, что считает нужным: благодаря ему у нас есть не только театр для эскапистов, но и театр для здоровых.



оригинальный адрес статьи