Пресса
Золотая маска-2012
Елена Ковальская | журнал «Афиша»Документальные спектакли всех мастей и современная пьеса в разных жанрах
Для тех, кто только что к нам присоединился: весна — время «Золотой маски». Фестиваль начинается в конце марта, а за тактом, в начале месяца, проходит программа «Новая пьеса».
В этом году в «Новой пьесе» будет разное. Финская пьеса из Латвии и литовская из Сибири. Одна пьеса про хорошего милиционера, другая — про плохую девочку. Будут две пьесы Анны Яблонской, талантливой одесситки, погибшей в прошлом январе в домодедовском теракте, — «Язычники» из Прокопьевска и «Пустошь» из Таллина. Разного будет много. Но есть и центральная тема — документальный театр. Его будет больше всего. Знаменитый «Ильхом» со спектаклем про двадцатилетие независимости Узбекистана. Реальные кировские выпускницы расскажут со сцены, что их гонит после школы из родного города и ради чего бы они остались. В спектакле из шахтерского Прокопьевска дело происходит в загсе, а в «Заполярной правде» — в подвале. Монолог краеведа «Моя война» — любительский театр (зато снайперское попадание в тему). А комедия «Двое в твоем доме» сделана в «Театр.doc», благодаря которому документальный театр у нас и появился.
Вообще-то, документальному театру сто лет в обед. В XX веке особую склонность к нему имели немцы. У Эрвина Пискатора, например, был спектакль по шиллеровским «Разбойникам», где Карла Моора заменил Карл Либкнехт, он и товарищи произносили шиллеровские стихи вперемешку с манифестами рабочей партии. Немцы в двадцатом веке сперва развязывали одну за другой мировые войны — а потом сами себе изумлялись, делали чудовищные вещи — и задавались вопросом, почему они позволили этим вещам свершиться. Часть вины за это лежала и на театре, который по давно заведенной манере развлекает, обманывает иллюзией, усыпляет сознание. В документальном театре немцы нашли театр, который — наоборот — будил. С тех пор во всем мире он используется, чтобы выносить на публичное обсуждение общественно значимые вопросы.
К чему эта историческая преамбула? К тому, что документальный театр попросту не мог не появиться в России на рубеже веков. После перестройки на сцене шли только коммерческие потехи или классика, все были заняты постановкой сновидений. Тогда по приглашению «Золотой маски» британский The Royal Court Theatre провел серию семинаров с русскими драматургами. И у нас появился собственный, незаемный документальный жанр. А вскоре появился и «Театр.doc» — по-настоящему свободный, никому ничем не обязанный и делающий только то, что считает нужным: благодаря ему у нас есть не только театр для эскапистов, но и театр для здоровых.
оригинальный адрес статьи