Театральная компания ЗМ

Пресса

7 марта 2012

«Новая пьеса»: хаос в кофейне и не только

Наталья Витвицкая | Журнал «Ваш Досуг»

Лидеры европейской «новой драмы» в Москве.

Фестиваль «Золотая маска», как известно, не ограничивается основным конкурсом и предлагает московским театралам спектакли, не попавшие под определение «событие сезона». Однако и здесь(в рамках программы «Новая пьеса») случаются открытия. Так, особого внимания заслуживает постановки Национального литовского театра и петербургского театра Post.

«Хаос» режиссера Яны Росс (Национальный литовский театр) показали в Центре им. Мейерхольда. Зрительский ажиотаж был предсказуем, ведь автор пьесы — финн Мик Миллиах, прежде написавший скандально известную «Панику». Но если в «Панике» он размышлял о мужском кризисе среднего возраста, то в «Хаосе» его внимание сосредоточилась на проблемах прекрасной половины человечества. Театральная версия «Секса в большом городе» однозначно получилась. За два часа сценического времени три немолодых героини показывают изнанку женской истерики. Рыдания, смех, ссоры и признания в любви... Современный невроз в таких подробностях оказывается универсальным и убедительным.

Действие происходит в декорациях условной кофейни, которая при первой необходимости трансформируется в офис или школьный класс. Сценография подчеркивает женскую незащищенность в условиях социальной действительности: во всех пространствах героини действуют нарочито и неестественно. Как на баррикадах. Кому-то что-то доказывают, спорят с пеной у рта, даже дерутся. Однако под личинами уверенных в себе барышень различима их настоящая суть: заложниц своей среды, обреченных играть по ее правилам. Притворяться, если несчастны и смеяться, когда не смешно.

Все женские образы в спектакле узнаваемы: мнительная учительница, бездетный психолог, разведенная, склонная к алкоголю журналистка. На поверку все их проблемы оказываются типичными. Кому это не знакомо? — муж ушел, с работы уволили, влюбилась не в того парня. Демонстрация универсальности снижает масштаб личных драм почти до анекдота. А пафос рассказанных историй разбивается о сарказм режиссера.

Спектакль питерского театра Post так или иначе тоже посвящен хаосу, но скрытому в голове людей творческих. «Новодрамовец» Павел Пряжко написал историю о самом себе, точнее о своем стремлении «поделиться сомнениями о насущном». Актер Иван Николаев и режиссер Дмитрий Волкострелов развили тему. Они поселили условного «Павла Пряжко» в настоящую кофейню и заставили выступить перед тремя десятком человек, для которого споры о «дискурсе» так же обыденны, как разговоры о погоде.

Очень смешной текст актер Николаев произносит совсем не по-актерски. Возникает иллюзия речи, произносимой впервые, необязательной болтовни за чашечкой кофе. Темы, однако, поднимаются важные и исключительно про искусство. Должен ли автор вставать в позу демиурга? Кто такие инфантильные люди? Как выглядят зрители Петросяна? Что такое винтажный юмор? Зритель целый час слушает абстрактные разъяснения и ничего не успевает понять. Поток сознания героя внезапно обрывается, свет гаснет... Но спустя всего час после спектакля в сознании зрителя все встает на свои места. Отчаянный монолог о современном искусстве по своей сути вопль думающего и неравнодушного человека: а кто я такой? Где мое «я» начинается и где заканчивается? Сумбур вокруг это есть вся наша жизнь? Это и есть ее смысл?



оригинальный адрес статьи