Театральная компания ЗМ

Пресса

11 марта 2012

Я брат твой

Ольга Вайншток | «Частный корреспондент»


В Москве показали «Плюс минус двадцать», одну из последних премьер ташкентского театра «Ильхом»



Двадцать лет, как республики Советского Союза обрели свою независимость. Как были прожиты эти годы? За Узбекистан отвечает один из участников «Маски Плюс», документальный спектакль «Плюс минус двадцать» театра «Ильхом».

Московское объединение «КультПроект» и ташкентский театр соединились, чтобы «свести между собой современного драматурга и театр», как объяснила это художественный руководитель проекта, критик Елена Ковальская.

Драматургический материал готовился на основе технологии verbatim: для начала Талгат Баталов и Екатерина Бондаренко собрали истории узбеков, которые уехали в Москву, а потом Елена Ковальская и Саша Денисова интервьюировали уже в самом Узбекистане, часть историй нашли актеры театра.

Целью проекта, по словам режиссера спектакля, Бориса Гафуроварежиссера спектакля, Бориса Гафурова было осветить минувший двадцатилетний этап, проанализировать достижения и неудачи, попытаться понять, как воспринимают люди мир, в котором больше нет СССР.

Чем запомнились им эти двадцать лет? Как они видят свое будущее? О чем мечтают?

Пора валить?

На фоне пластиковых обоев с елками (привычный пейзаж для современного Ташкента) на черных табуретах в черной одежде сидят актеры.

Они представляют свою страну: ее площадь, количество населения, национальный состав.

Так начинается «Плюс минус двадцать». В спектакле собраны истории женщин, мужчин, стариков и тех, кому сейчас всего двадцать лет, русских и узбеков.

Эти истории как детали пазла, которые в результате дают полноценную картину ситуации в стране.

Драматичность жизни скрашивается оптимизмом и юмором, а в смешных историях находится нечто трогательное и печальное.

Например, пожилая женщина рассказывает о том, как когда-то ее родной городок был цветущим садом, а потом ей пришлось уехать, потому что негде больше работать, зато сын уехал «работать гастарбайтером», и внук уже смог заработать себе на операцию по удалению грыжи.

Но все эти печальные факты, она рассказывает с улыбкой, потому что верит, что вся семья еще соберется, приедет сын, будут свадьбы играть, будут жить все вместе в одном доме.

Или вот история ташкентского Остапа Бендера. Он начал зарабатывать в десять лет мойкой автомобилей. А сейчас как он говорит «решает проблемы людей».

Уезжать не планирует, в Ташкенте спокойно. И главное у него есть уверенность, что если в Узбекистане он сумел заработать сто долларов, то в любой другой стране он заработает миллионы.

Тема отъезда – это краеугольный камень почти каждой истории спектакля.

Например, один из героев объясняет, что ассоциирует себя только с лучшей страной в мире. Пока он собирается в Москву, но это только перевалочный пункт. Заработает десять тысяч долларов и заглянет в википедию, чтобы найти страну с самым высоким ВВП, дальше – туда.

А другой герой ощущает себя частью глобального переселения народов. Сегодня в Ташкенте уже не встретиться ташкентца, все они уехали в Москву, а москвичи в свою очередь уезжают в Нью-Йорк и Лондон.

Режиссерское решение спектакля – грань между погружением в образ и остранением от него.

Актеры не перевоплощаются в персонажей, а всего лишь передают свои ощущения от историй с помощью интонаций, жестов, взглядов. Иногда на голове появляется традиционный платок или в руках мобильный телефон.

Актеры словно по очереди передают невидимую эстафетную палочку искренности. Они обращаются напрямую в зал, вызывая зрителя на разговор: «А как вы жили эти двадцать лет?».

Уехать или остаться

В России эти годы были прожиты не менее драматично. Да и тема эмиграции для нас весьма актуальна. Различие в мотивах.

Почему уезжают из России? Если почитать блоги (а эта тема сейчас одна из самых обсуждаемых), то выделяются следующие причины: люди не верят в будущее страны, они чувствуют себя чужими на Родине, устали от коррупции.

Впрочем, причин так много, что слова: «Пора валить», - мы слышим, чуть ли не чаще, чем здравствуйте.

В Узбекистане число эмигрантов составляет миллионы, но мотивация практически всегда одна - желание заработать.

Люди не чувствуют нехватку независимых СМИ, политических партий или международных фестивалей. Они уезжают, чтобы прислать семье, оставшейся дома, 200-300 долларов (а это средняя зарплата по стране). Они уезжают, чтобы делать карьеру.

И если бывшие россияне едва вспоминают свою Родину и уж совсем не ностальгируют по ней, то для жителя Узбекистана вернуться когда-нибудь домой – это мечта.

Не случайно один из героев спектакля так радуется, когда ходит в Москве по рынку – здесь свои, здесь он чувствует себя, как дома, в Ташкенте.

Для Москвы «Плюс минус двадцать» - это не просто очередной спектакль модного театра на модном фестивале. Это возможность узнать и понять тех людей, которые живут рядом с нами, и которых мы не знаем и не понимаем.

Может этот спектакль станет маленьким шагом к созданию взаимопонимания между двумя нациями. Может наши общие проблемы и радости объединят нас.



Может быть, зрители услышат в этих историях, как герой «Шинели»: «Я брат твой».

И мир станет чуточку лучше.



оригинальный адрес статьи