Театральная компания ЗМ

Пресса

12 марта 2012

Хаос по-дамски

Ирина Корнеева | «Российская газета»

Литовский Национальный драматический театр на "Золотой маске" показал новую женскую драму, написанную мужчиной.

Национальный драматический театр (Вильнюс, Литва) во внеконкурсной программе "Золотой маски" "Новая пьеса", которая сейчас до официального старта основной фестивальной программы вовсю базируется в Центре Мейерхольда и "Театре. doc", показал новую женскую драму.

Назвали ее режиссер спектакля Яна Росс и автор текста - молодой финский драматург и режиссер Мика Миллиахо - "Хаосом", поставили преимущественно как бенефисные монологи молодых женщин от 26 до 45 лет, находящихся по разным причинам личного характера на грани нервного срыва, давным-давно между собой дружащих и помимо чисто человеческих взаимных симпатий и интересов объединенных общей пагубной зависимостью от таблеток-антидепрессантов. Которые из медицинских препаратов, выписывающихся исключительно по рецепту, трансформируются (в рамках данного спектакля и не только) просто в какой-то константный артефакт культуры современного социума. По крайней мере, его наиболее эмоционально уязвимой - женской половины - точно.

Так вот хаос c женской точки зрения, анализированной мужчиной, в исполнении актрис (играют Еланта Дапкунайте, Даля Михелевичуте, Риманте Валюкайте и Тома Вашкевичюте) и двух сочувствующих им актеров (блестящая режиссерская находка: Алгирдас Градаускас и Джюгас Сиаурусайтис изображают одного персонажа, но - страдающего раздвоением личности) - это не конец света. Не землетрясение с наводнением и не трагедия вселенского масштаба.

Это, прежде всего, частная психологическая катастрофа, приводящая к сильнейшим разрушительным последствиям, но, в принципе, обратимая и потому отнюдь не безнадежная. На сцене она происходит без театрального смакования подробностей, но с той запредельной степенью документальной достоверности, что, порой, начинаешь чувствовать себя не в привычной обстановке театра как такового, а будто соглядатаем в белом халате на приеме у доктора. А его, бедного, и мучают, и мучают миловидные пациентки со своими выращенными на ровном месте комплексами и взлелеянными фобиями. Ведь режиссер Яна Росс, по ее признанию, ставила спектакль о том, что современный человек настолько согнулся под весом каждодневых мелких проблем, что взгляд на мир его сузился почти до полной слепоты...

Пример номер раз. Нервы сдают у учительницы младших классов, и однажды в кафе она выливает чашку горячего кофе на посетителя, который слишком громко и развязно говорит по мобильному телефону за соседним столиком. Итог: драка в общественном месте, жалоба в школу, чуть не потерянная работа. Ситуация номер два. Молодая супружеская пара. Романтические выходные на теплоходе, череда коктейлей, непростительный флирт мужа с незнакомкой из бара, обида, стресс, скачок гнева, - и молодая жена, до сего момента совершенно безобидная, разбивает головой незнакомки стеклянную барную стойку. Суд, развод, лишение родительских прав, глубочайшая депрессия. Моделирование ситуаций из частично художественного, но по большей части документального спектакля (для иллюстраций новой пьесы как таковой) можно дальше не продолжать: выстраиваются все истории по нарастающей, заканчиваются все-таки на благостной миротворной ноте, но терапевтического эффекта в финале не предвидится. Всех представленных и обыгранных вышедших из себя девушек авторы спектакля оправдывают (срывы в итоге оказываются не следствием дурного агрессивного характера девушек, а побочным эффектом, вызванным одновременным запрещенным приемом антидепрессантов и алкоголя), а вот обществу ставят приговор.

Таблетками должны лечиться депрессии, о которых пишут в новых пьесах. Следующие пьесы исследуют новые депрессии, от которых новых таблеток еще не придумано, но новые истории уже написаны. И, как и во многих произведениях "Новой пьесы", и не только российской, фестивальными рамками и сценической площадки проблема не ограничивается. Тенденция: современная новая пьеса почти дословно фиксирует диагнозы новейшей и самой что ни на есть реальной жизни, а болезни этой реальной жизненной драмы усугубляются в новой пьесе. И в чем тут дело - в ложных симптомах или же неправильных методах врачевания, ни одному мужчине не под силу разобраться. По женской логике, круг замкнулся.



оригинальный адрес статьи