Театральная компания ЗМ

Пресса

13 марта 2012

Шум времени в ушах «Фейсбука»

Екатерина Васенина | «Новая газета»

Социальные сети опутали лучшие спектакли внеконкурсной программы «Золотой маски»

В неконкурсные программы все больше обогащают театральный фестиваль «Золотая маска». В этом году главная из них, «Маска плюс», добавила к спектаклям стран СНГ и Балтии российские спектакли, не попавшие в конкурс; ежегодно разрастающуюся программу «Новая пьеса» и «Эдинбургский фриндж в Москве».

Lots of love (LOL) — спектакль из эдинбургской программы. Поиск любви и взаимопонимания пронизывает высокоскоростные разноцветные провода — по ним люди надеются передать свое стремление друг к другу и попытки объяснить себя. Импульсы разбегаются во все стороны света по социальным сетям и чатам, потоки энергии сталкиваются, сливаются, разбегаются вновь — британская танцкомпания «Протеин» Луки Сильвестрини легко и ясно перевела на язык современного танца психологический портрет человека поколения «Фейсбука». Человек спит на мотке разноцветных проводов, переживает любовные бури, описывая чувства в окошке чата, и дико стесняется на настоящем свидании. Новая виртуальная соборность непросто дается из-за видимой простоты постоянно меняющихся правил: в Сети ты должен быть открыт и корректен, образован и «интересен», понятен и загадочен. Соцсеть еще больше запутывает человека в самом себе, не учит приспосабливаться к другому, обминать свое «я» под «я» другого, неизбежное при желанном слиянии с другим. Сетевые контакты переведены на язык контактной импровизации — танцевальной методики, в основе которой много акробатики, полетных поддержек и нетравматичных падений — всего того, чего так хочется в межличностных отношениях. «Протеины» отлично станцевали мечты, которые вбивают пальцы миллионов людей в клавиатуры своих компьютеров. Получился убедительный сочувственный шарж, подписанный общепринятым в сетевой переписке сокращением LOL — «С любовью».

Режиссер спектакля «Хаос» (Вильнюсский национальный драматический театр) Яна Росс предлагает спокойно посмотреть на миллион психологических и житейских проблем, делающих из современных женщин брызгающихся ядом пауков. Женщины то и дело переходят грань нервного срыва — рыдают, орут, дерутся, прикладываются к бутылке и таблеткам, не имея сил изменить взгляд на проблемы, как это бесконечно рекомендуют женские журналы. «Хаос» — вторая часть дилогии финского драматурга Мики Миллиахо. В первой — в «Панике» — рыдали и рефлексировали мужчины, не способные выдерживать ритмов и требований современной жизни. По Миллиахо, внутреннее спокойствие нынешнего человека полностью зависит от сугубо материальных вещей, от комфорта бытовой жизни, от привычек — особенно если люди врут себе и находятся не на своем месте. Представив женщин-истеричек во всей красе, Росс показывает их уже вменяемыми существами, с которыми хочется иметь дело. Такими они становятся, когда перестают врать себе. Тогда жизнь их становится гармоничнее после мучительных блужданий. А нужно-то всего ничего — осознанно и смело прожить трудный этап.

Моноспектакль «Хозяин кофейни» петербургского «Театра Post» (по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко) продолжил усилия осмыслить современного человека. Текст иронически воссоздал множество разговоров, которые ведутся в кофейнях. Диапазон тем вроде бы смехотворен и оттого достоверен: тут и попытки разобраться в песнях Надежды Кадышевой, и ужас маменькиного сынка перед женщинами, и множество других важнейших глупостей и неврозов. Пряжко называет происходящее «инфантильным адом» — практически во всех поступках современника он видит признаки инфантилизма. Актер Иван Николаев хорошо воспроизводит невротическую привычку обитателя кофеен к многоговорению, за которым случается и горький опыт, и острый ум, но редко — воля к ответственности и сопряженное с ней право называться взрослым, трезво переживающим трудности, которые, в общем, и есть жизнь. За ширмой маленького зрительного зала шумело и звенело тарелками-бокалами кафе «Март». После спектакля многие переместились за столики и со смешанными чувствами превратились в персонажей спектакля.

К 20-летию СНГ ташкентский театр «Ильхом» выпустил важнейший театральный документ — спектакль «Плюс-минус двадцать» о людях Узбекистана постсоветской поры. Зарисовки-интервью сложились в прихотливое сюзане, чья вышивка запечатлевает медленное и непростое перерождение богатой и защищенной «Старшим братом» страны в мусульманское государство с рыночной экономикой переходного периода. Истории разлученных гражданскими войнами семей, тяжелого женского быта, свадеб людей разных национальностей и вероисповеданий — актеры проделали огромную социологическую работу и перевели ее на язык театра. Существуя без господдержки, «Ильхом» пользуется привилегией независимого нищего — говорить правду о своей любимой стране. В каждой столице государств постсоветского пространства хорошо бы иметь такое театральное зеркало.



оригинальный адрес статьи