Театральная компания ЗМ

Пресса

19 марта 2012

«Она что-то знает»

Газета «Московские новости»

«Золотую маску» потряс доклад украинского драматурга Натальи Ворожбит

В одной из программ нынешнего фестиваля «Золотая маска», посвященной новой драматургии, прошла встреча с участницами скандинавского проекта «Женская драма стран Балтийского моря». Выяснилось, что восемь из десяти молодых драматургов в странах так называемого «балтийского круга» — женщины.


Россия, хотя ее граница на Балтийском море не так уж велика, тоже принимает участие в проекте и тоже отличается преобладанием женщин среди новых авторов пьес. Хотя представить себе, что российские мужчины-драматурги соберутся обсудить тему — «мужской взгляд на драму» — невозможно (а для скандинавов, как говорят, это вполне естественно), российские женщины-драматурги уверены, что у них нет проблем с гендерной идентификацией. Хотя, как сказала Елена Гремина, ее потрясла реакция одной пожилой афроамериканки на проблему сегрегации. Эта женщина утверждала, что никогда с этим не встречалась, а нынешние черные недовольны просто потому, что не умеют хорошо обслуживать белых господ Взгляд изнутри не всегда объективен.



Украина с Балтикой вообще не соседствует, и современных драматургов в этой стране не так много, но взгляд известного в России украинского драматурга Натальи Ворожбит показался всем участницам самым неожиданным и интересным. Ее доклад «МН» публикуют целиком:



«Я никогда не задумывалась о женской драматургии, как о чем-то отдельном, но это не значит, что я интуитивно не чувствовала, что это понятие существует.


Мне довольно часто говорили, что я пишу «как мужчина». А Михаил Угаров как-то написал в своем ЖЖ, что у драматурга Ворожбит «твердая мужская рука». Как бы на это отреагировали европейские, например, женщины? Могу себе представить. А я была счастлива это прочитать. Значит, если бы он написал, что у меня женская рука, мне бы было это неприятно? Да. Это правда.

Но чувствую ли я себя женщиной, когда пишу пьесы?

Да, конечно. Потому что я пишу про себя. Мои главные героини всегда женщины. Я их лучше чувствую и понимаю, мне интереснее про них писать. К тому же они и есть героини сегодняшней жизни. Роль женщины в Украине, как в семье, так и в обществе —особенная. У нас неофициальный матриархат. Нам выгоден именно не официальный, так как формально ответственность лежит все-таки на мужчинах. Наши женщины с утра надевают каблуки и норковую шкуру, наносят макияж и повязывают косу вокруг головы. Они всегда озабочены тем, чтобы нравиться. Но при этом они больше учатся, больше работают, чаще содержат семью, больше зарабатывают, чем мужчины. Они сильнее, на порядок сильнее и амбициознее. Но они сами не замечают, как уничтожают своих мужчин. А если замечают, то злятся, что он так легко сломался. Уничтожая мужчин,- уничтожают семью, институт брака. Что нам делать со своей разрушительной силой, со своей властью и нерациональностью? У нас есть сила, но нет культуры управления ею. Об этом я пишу тоже.

Есть хорошая пьеса украинского драматурга Жени Марковского, которая называется «Пидострадания». В ней украинские мужчины из провинции, которым глубоко чужды идеи гомосексуализма, тоскуют о прекрасной слабой женщине, а женщина (которая тоже тоскует по сильному мужчине) их уничтожает, ломает, выкручивает. Потому что программист с пивным животом не может удовлетворить ее большие, все время меняющиеся запросы. Она ведь действительно прекрасна и заслуживает большего.


Это женщина — больше, чем женщина (или меньше, чем женщина?). Она не удовлетворяется ролью матери и жены. Она хочет учиться, соревноваться, у нее острый ум, интуиция, отвага. Ей хочется прожить много жизней за одну свою. Она не умеет жить в браке. Она выходит за рамки социальных функций. Она не удовлетворена, и она хочет об этом кричать. Именно такие женщины становятся драматургами.


Я убеждена, что ведьмы, которых сжигали во времена инквизиции, были потенциальными драматургами. Только тогда их не пускали в театр. А теперь у них есть это прибежище, где они могут заниматься драматургией, истерией, колдовством и рефлексией. Пугать и погружать во мрак, предсказывать, гадать. Слепая Ванга — большой драматург тоже.


Про таких в украинской деревне говорят «она что-то знает». Мое знакомство с женской драматургией началось с пьес Петрушевской и Садур. У меня тут же возникло ощущение, что они «что-то знают». Они заворожили меня своим свободным диалогом со смертью, глубоким бесстрашным погружением в иррациональное. Ответственно заявляю — мужчины так не могут.


О чем же пишут женщины-драматурги, которых я знаю и люблю?


Они пишут о родовом, первобытном, чувственном. О смерти и рождении. Женщина-драматург реже заражается гуманистическим пафосом, ее меньше интересует социология и политика, у нее почти нет гражданской позиции. Когда она делает вид, что пишет про это, она врет. Кэрил Черчилл в пьесе «Количество» маскируется под мужчину, говорит от лица мужчины, пьеса как бы о глобализации, о клонировании. Но на самом деле она пишет о родовой, материнской вине перед ребенком. И эту пьесу могла написать только женщина, потому что мужчина ничего об этом не знает.


Мужчина-драматург пишет для театра, для режиссера, для Нобелевской премии и для вечности. У женщины — это психотерапия, замещение, решение личных проблем, наказание и месть. У мужчины ответственность перед обществом, у женщины — диалог с природой (природа мстит, и еще как!).


Женщина не могла бы написать «Чайку», «Вишневый сад», «Ревизор». Но она могла бы написать некоторые пьесы Толстого, потому что когда он их писал, он становился женщиной. И это не единственный пример удачного мужского перевоплощения.


А кто из писательниц становился мужчиной в творчестве? На сегодняшний день из драматургов — Дорота Масловская ближе всех. Про нее говорят, что она написала пьесу-манифест про Польшу, где отрефлексировала целый народ.


Что меня волнует, как драматурга женского пола: может ли ОНА выйти за рамки природы, стать совестью, голосом своего народа, пророком, как стали писатели, на которых я выросла: Гоголь, Шевченко, Толстой, Чехов и др.?Я по-прежнему меряюсь только с ними, но, может, зря? Может, нужно сменить ориентиры, потому что это игры мальчиков, в которые они нас втянули?»



оригинальный адрес статьи