Театральная компания ЗМ

Пресса

22 марта 2012

Русский Авиньон

Александр Вислов | Газета «Трибуна»

Словосочетание «Золотая маска» хорошо известно всякому, кто любит театр – пускай даже и не столь пылко, как покойный Виссарион Белинский. За 18 лет своего бытования это словосочетание превратилось в устойчивый бренд: и хотя отдельные служители Мельпомены периодически заявляют о его неприятии, весь негатив, как правило, улетучивается после того, как их спектакли оказываются номинированы на высшую профессиональную награду страны.

Впрочем «Золотая маска» – это не только Национальная театральная премия, каковой она себя с самого начала позиционировала. Не только ежегодный смотр-конкурс лучших из лучших постановок, созданных на протяжении сезона, – этот фестиваль в конечном итоге стал своего рода широким демонстрационно-испытательным стендом отечественного сценического дела. Призванным демонстрировать, наряду с безусловными достижениями в области балета, оперы, драматического, кукольного и прочих родов многообразного театрального искусства, также и явления спорные, неоднозначные, зачастую, быть может, даже провокационные. Ведь в последнее время «Маска» все отчетливее демонстрирует свои притязания на то, чтобы представить москвичам панораму постсоветского и даже шире – евразийского театра.

Говоря проще, фестиваль «Золотая маска», чей затяжной, полуторамесячный марафон уже стартовал в столице, – это весьма и весьма внушительный набор самых разных постановок, как претендующих на одноименную Национальную премию, так и не имеющих к ней ровно никакого отношения. Наиболее близкими аналогами здесь можно назвать такие прославленные международные сценические форумы, как смотры в Авиньоне и Эдинбурге. И в этом смысле символично, что нынешнее «масочное» парад-алле открылось английским спектаклем «LOL», который, смело объединяя в себе танцевальный и «разговорный» жанры, уверенно демонстрирует, что для современного театра не существует никаких границ.

Активную работу по разрушению тематических и всех прочих границ неизменно проводит и проект «Новая пьеса», с некоторых пор являющийся составной частью «большой» «Золотой маски». «Новая пьеса-2012» в значительной степени посвящена такому важному явлению сегодняшней сцены, как документальный театр. В частности, работам, местом действия которых становится пространство, окружающее театральные стены «здесь и сейчас», – и перед нами предстанут опыты такой драматической самоидентификации, осуществленные в шахтерском Прокопьевске (спектакль «Горько!») и солнечном Ташкенте («Плюс-минус двадцать»). А завершит «новаторскую» часть фестиваля спектакль, уже на уровне афиши наглядно демонстрирующий «призрачность» государственных границ, разделивших жителей некогда единой страны, – «Пустошь» Анны Яблонской из Одессы, трагически погибшей во время теракта в «Домодедово». Его поставил в таллинском театре «RAAM» российский режиссер Марат Гацалов.

«Маску» отчетливо интересует и национальное, прежде всего созданное в государствах СНГ, театральное искусство, которых мы в последние годы видим и знаем куда меньше, нежели польский или немецкий театры. В восполнение этого явного дефицита несколько лет тому назад возникло особое «золотомасочное» направление, где на сей раз сойдутся очень непохожие работы, представляющие несколько самобытных сценических культур. Украинскую – это мистическое, почти «шаманское» действо «Король Лир. Пролог», имеющее довольно отдаленное отношение к шекспировской трагедии. Азербайджанскую – полифоническое повествовательное «полотно» по одному из самых загадочных романов ХХ столетия «Али и Нино». Армянскую – в основе «Меда» произведение современного итальянского классика Тонино Гуэрры. А также белорусскую – на материале народных сказок удивительные кукольники создали чрезвычайно остроумное, визуально выразительное и глубокомысленное творение «Почему стареют люди».

Не забыт фестивалем и польский театр, являющийся сегодня едва ли не самым интересным «в мировом масштабе». В прошлом году «Золотая маска» включила в свою афишу целую польскую программу, одним из самых впечатляющих событий которой стал спектакль феноменального сценического демиурга Кристиана Люпы «Персона. Мэрилин». По многочисленным просьбам зрителей, эта постановка вновь приедет из Варшавы в Москву, а в дополнение к ней – еще одна работа Люпы «Персона. Тело Симоны», в которой выдающийся режиссер продолжает исследования биографий «знаковых» личностей прошлого столетия. Вслед за фигурой Мэрилин Монро он обращается к судьбе французского философа и мыслителя Симоны Вайль.

«Золотая маска», конечно же, не могла оставить без внимания и внушительную армию московских балетоманов и меломанов. Для них – давно уже ставший традиционным проект «Премьеры Мариинского театра в Москве», приглашающий всех в «Парк» (дивная барочная стилизация прославленного хореографа Анжелена Прельжокажа на музыку Моцарта), а также на «Вечер одноактных балетов», демонстрирующий последние «наработки» западных хореографов в области «сращения» классического балета с современным танцем. Свой собственный «Вечер одноактных балетов» покажет в столице и санкт-петербургский Михайловский театр, танцевальный департамент которого не так давно возглавил всемирно известный Начо Дуато. А еще «михайловцы» покажут «Спящую красавицу» все того же Дуато и – «на десерт» – «Богему», поставленную парижанином Анри Бернаром.

Нужно заметить, что «золотомасочная страда» каждый год является и негласным состязанием двух российских столиц. Весомость притязаний Северной наряду с двумя музыкальными гигантами поддержат и драматические театры. Так, в рамках программы «Маска+», куда, как правило, входят постановки, несколькими голосами «не дотянувшие» до попадания в основной конкурс, можно будет увидеть оригинальную версию «Москва – Петушки», созданную в «Балтийском доме» главным нарушителем спокойствия Андреем Жолдаком, и спектакль «Башлачев. Человек поющий», поставленный в Большом театре кукол в память о безвременно ушедшем и талантливом российском рок-барде.

В конкурсной же программе таким по праву нашумевшим столичным постановкам прошлого сезона, как выпущенные «Сатириконом» «Чайка» и «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», как рамтовские «Будденброки», или «современниковские» «Враги. История любви», будут противостоять рожденные на брегах Невы и до чрезвычайности своеобразные работы Александринского театра «Ваш Гоголь» и «Счастье», а также радикальное, что в принципе свойственно режиссеру Льву Эренбургу и его Небольшому драматическому театру, переосмысление хрестоматийных чеховских «Трех сестер».

Кто из них станет триумфатором заключительной церемонии «Золотой маски», которая состоится 16 апреля на обновленной исторической сцене Большого театра, пока неизвестно. А может быть, в итоговое распределение наград вмешается кто-то из дерзких провинциалов: знаменитый своей лучшей труппой Омский театр драмы со спектаклем «Август. Графство Осэйдж», или всегда неожиданный Алтайский театр драмы с брехтовской «Мамашей Кураж», екатеринбургский ТЮЗ, предлагающий удивительно новое прочтение «Без вины виноватых» Александра Островского, или пермский театр «У моста» со своим очередным МакДонахом – на сей раз «Безруким из Спокэна».



оригинальный адрес статьи