Театральная компания ЗМ

Пресса

28 марта 2012

«Отморозки» идут!

Алла Шендерова | Журнал «Ваш Досуг»


На «Золотой маске» покажут самый острый спектакль прошлого сезона. Ретроградов просят выпить валерианки.


Спорты о том, надо ли выдвигать «Отморозков» Кирилла Серебренникова на «Маску», начались еще на заседаниях экспертного совета, отбиравшего спектакли для нынешнего фестиваля. Противники выдвижения напоминали, что занятые в спектаклеисполнители — еще не взрослые актеры, а студенты — дипломные постановки на «Маску» обычно не выдвигаются. Другие (в том числе автор этих строк) говорили, что дилогия Серебренникова, в которую вошли «Отморозки» и «Околоноля», — самое актуальное, что появилось в нашем театре за прошлый сезон.

Национальная театральная премия не может не замечать спектаклей, рассказывающих о болезнях нации. Лет пять назад член НБП Захар Прилепин запечатлел свои политические искания в повести «Санькя». Год назад по мотивам «Саньки» Прилепин и Серебренников создали «Отморозков» — горькое, страшное и по-своему завораживающее зрелище.

Своих героев актеры «Седьмой студии» в прямом смысле нашли на улице — полтора года ходили на митинги, брали интервью у фашистов и антифашистов, «нашистов», лимоновцев и т.п. В итоге в первые минуты спектакля голова идет кругом — полное ощущение, что ты шел на «Винзавод», а попал на митинг. И некуда спрятаться. Безбашенные юнцы задирают омоновцев и скандируют лозунги в мегафон. Прохожая бабка истошно вопит: «Отморозки!» Стражи порядка густо матерятся, заламывая кому-то руки, падают заградительные решетки, а невозмутимый таксист делает свой бизнес — перекрикивая шум, предлагает «по городу — недорого». Общий гвалт прерывают рассказы «очевидцев»: обращаясь к залу, как к телекамере, свое отношение к митингу выражают полицейский, певица, гомосексуалист и иностранный репортер.

При всем жизнеподобии, по форме спектакль абсолютно условен: никаких подмостков, актеры существуют в двух шагах от зрителей. Но смотреть на этот заранее обреченный юношеский бунт — все равно что побывать на живодерне. И оторваться невозможно — энергия и естественность в актерах действительно животная. Но помимо этого в них есть удивительная осмысленность — они знают, про что и для чего играют. Словом, это не просто студенты, а уже готовая труппа. Если искать аналоги, таким когда-то был курс «Щуки», на котором Юрий Любимов в 1964-м поставил «Доброго человека из Сезуана»: они были еще студентами, когда критики стали писать, что родился новый театр.

Намеренно избегая оценок, актеры с репортерской точностью показывают одну из сторон жизни сегодняшней России. Ту же «репортерскую» тактику Серебренников избрал в спектакле «Околоноля», где запечатлел тех, против чьей власти и бунтуют отморозки. Думается, впечатление было бы куда сильнее, если бы на «Маску» выдвинули «Околоноля» и сыграли подряд обе части дилогии: тогда даже самый далекий от искусства зритель понял бы, что в сегодняшней России неумело бунтующие против власти юнцы куда менее страшны, чем хорошо образованные, вхожие во власть подонки из «Околоноля»...

Продолжить тему можно, посмотрев «Золотого петушка», поставленного Кириллом Серебренниковым в Большом театре. Отрадно, что этот оперный спектакль на музыку Римского-Корсакова тоже вошел в афишу нынешнего фестиваля, хотя так же вызывает «нарекания» у поборников традиций и любителей всего высокого и светлого. Специально для них напоминаем, что театр не обязан делать всем приятно. «Цель театра во все времена была и будет держать, так сказать, зеркало перед природой...» Надеюсь, вы помните, кто это сказал?



оригинальный адрес статьи