Театральная компания ЗМ

Пресса

3 апреля 2012

Смешной, но не выдающийся: «Граф Люксембург» из Иркутска

Елизавета Эбаноидзе | belcanto.ru

29 марта в «Новой опере» артисты Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского показали постановку оперетты Ф. Легара «Граф Люксембург», привезенную в столицу в рамках фестиваля «Золотая маска». Спектакль заявлен в номинации «оперетта/мюзикл» как лучшая работа в этом жанре, в номинации «лучшая работа режиссера» на премию претендует Сусанна Цирюк, в номинации «лучшая работа художника» — Алексей Тарасов.

В какой-то мере с последней номинацией можно согласиться: декорации очень понравились, сама бы туда залезла, повалялась бы в красивой уютной кровати и походила бы по крутящейся штуковине, на которой была то ширма, с хаотично налепленными на нее пестрыми картинками, то изящный туалетный столик. Да и режиссер вроде бы не схалтурила: тут уже дело за артистами.

Итак, о них. Начинается спектакль с «танцулек», хор звучит из-за сцены, его слышно в два раза хуже, чем оркестр, и он так неслаженно поёт, что мурашки по коже, хочется просто бежать вон из зала. После танцев на сцене остаётся Джульетта (Александра Гаращук) и Арман (Арсен Митичашвили). Гаращук обладает довольно глухим средним регистром и в разговорных эпизодах несколько противно повизгивает (но в рамках жанра). Про пение ее можно сказать следующее: в отличие от среднего регистра – верхний звучит звонко, но звонкость эта окрашивается неприятным, слишком сильным вибрато и некоторой чрезмерной широтой звучания. Периодически Джульетта начинала «жевать кашу» и тут уж становилось совсем скучно. Митичашвили же напротив очень ясно выпевал все гласные, и голос его звучал добротно и спокойно, что отлично сочеталось с эдаким неспешным, повествовательным образом.

Далее появляется «разноцветный», поскольку ночь карнавальная, Рене Люксембург (Евгений Алешин). Он пел весёлую восхваляющую себя песню, но, увы, тоже в некоторых местах звучал глуховато, а где-то и вовсе интонационно не дотягивал, но вскоре распелся и эти оплошности стали не так заметны: граф был весел, пьян и зал начал постепенно разогреваться. Следом за ним появился самый комичный и обаятельный персонаж – князь Базинелли (Владимер Яковлев): он моментально сассоциировался с голосом Михаила Боярского в мультфильме «Новые бременские», где знаменитый артист озвучивал короля. Про пение Яковлева можно сказать, что он просто артистично пел, никакого академизма особого не наблюдалось. Князь Базинелли мне очень понравился, я отношусь к большинству людей, которые любят дурачества на сцене, а артист Яковлев дурачился всю дорогу. По сюжету герою 78 лет и он хочет жениться на 23-летней актрисе, и для того, чтобы быть пободрее, он принимает таблетки, от которых его начинает дёргать во все стороны, очень смешно дёргать.

За ним появляется сама актриса 23-х лет Анжель Дидье (Светлана Щерботкина). Пела она не чисто, не выразительно, та же проблема на верхах, что и у Гаращук, и плюс к этому всему – в разговорных эпизодах резал слух довольно сильный говор. Возможно, это была задумка режиссёра, такой «прикол» — доподлинно это не известно.

Под конец, когда уже все, кроме князя Базинелли, переженились, появляется его бывшая возлюбленная – баронесса Клементина Кокози (Елена Бондаренко), уверенная, что князь от нее все еще без ума – она активно разыскивает его повсюду, напивается с одними из молодоженов, стреляет в небо из револьвера и, наконец, найдя Базинелли, лёгким движением руки превращает свою длинную юбку в короткое мини. Бондаренко поёт совсем не в академической манере, что не разочаровывает, ибо ее хриплый низкий голос в сочетании с отважным образом уверенной в себе леди создаёт вполне органичный ансамбль.

Еще в оперетте есть такой персонаж как Нотариус (Александр Баязитов), он постоянно пьян и всегда готов к разводам. Он довольно забавно вставляет реплику «… и нотариус», если про него вдруг забывают упомянуть, но я бы не сказала, что эта эпизодическая роль оставляет приятное послевкусие.

В общем и целом итог таков: не хорошо и не плохо. Всё довольно динамично, красочно и смотреть не скучно. Приятно, что не было пошлятины, которую так любят современные режиссеры, и было над чем искренне посмеяться.



оригинальный адрес статьи