Театральная компания ЗМ

Пресса

6 апреля 2012

От Питера до Барнаула: классика спорит с авангардом

Марина Шимадина | Газета «Известия»

«Золотая маска» выходит на финишную прямую. Не упустите возможности увидеть последнюю шестерку гастрольных драматических спектаклей, выдвинутых на главную театральную премию страны.

Про «Счастье» Александринского театра мы уже писали в одном из предыдущих номеров «Недели», но не грех повторить: спектакль Андрея Могучего — один из самых вероятных кандидатов на победу.



Любителям современного искусства непременно нужно увидеть постановку Русского инженерного театра «АХЕ» «Депо гениальных заблуждений», выдвинутую в номинации «Эксперимент». Художники-фантазеры Максим Исаев и Павел Семченко, чьи спектакли обычно обходятся без единого слова, но завораживают потрясающим визуальным рядом, на этот раз решили проиллюстрировать самые красивые научные теории XX века, оказавшиеся впоследствии ошибкой.

Конечно, спектакль не претендует на науч-поп, хотя зрителям перед началом и раздают программки с подробными описаниями научных гипотез. Каждый из эпизодов, которые разыгрываются параллельно на нескольких сценах, — это причудливый пластический или визуальный перформанс.

Ахейцы экспериментируют со светом и тенями, проекциями и модным видеомэппингом, создавая изумительные спецэффекты. Как показать на сцене материю и антиматерию, молекулу памяти или квадратный атом? Для этого нужна не только фантазия, но и четкое представление о том, что наука — это не сухие формулы, а тоже вид искусства.

Поклонникам более традиционного театра стоит сходить на «Три сестры» Ильи Эренбурга из Небольшого драматического театра. Врач по первому образованию, он и к чеховским героям подходит с позиции доктора, ставя неутешительные диагнозы и переводя их душевные, внутренние недуги во внешний план.

Ирина тут хромает и ходит с палочкой, Маша загибается от чахотки, Вершинин контужен и порой бьется в припадке. И, конечно, все пьют водку. Спектакль Эренбурга, как всегда, полон натуралистичных деталей и говорящих подробностей: Ирина дает Бобику пустую грудь, чтобы хоть как-то пробудить в себе спящую чувственность, Вершинин нежно гладит советский цветастый ковер, тоскуя о домашнем уюте, Соленый всегда таскает с собой потрепанную белую перчатку и мужественно вырывает ноющий зуб. Далекие чеховские герои тут становятся по-человечески близкими, и мы сочувствуем им, как родным.

Необычным прочтением классики отличился и Георгий Дитятковский, поставивший в екатеринбургском ТЮЗе пьесу Островского «Без вины виноватые». Вместо сентиментальной истории о сердобольной актрисе Кручининой, которая в награду за добрые дела и чуткое сердце обретает потерянного сына, режиссер ставит спектакль об ужасах актерской профессии.

Светлана Замараева играет Кручинину прирожденной лицедейкой, которая ни на секунду не выходит из образа. Поставленный голос, эффектные позы, бурная жестикуляция, аффектированные истерики. Даже в самые интимные моменты она не может быть сама собой. Но, проклиная театр, режиссер одновременно признается ему в любви. Вместе с художником Анатолием Шубиным он выстраивает на сцене изумительные модерновые декорации, восстанавливает старинные механизмы и даже устраивает теневой театрик. Все-таки мир тотального обмана и иллюзий так заманчив.

Пермский театр «У Моста» привозит на фестиваль очередного МакДонаха. Сергей Федотов, первым открывший для нас этого ирландского самородка, поставил его новую пьесу «Безрукий из Спокэна» — пародию на черную американскую комедию в духе Тарантино. Тут одержимый маньяк хочет вернуть себе отрезанную в юности руку, двое прикованных к батарее юнцов пытаются потушить свечку на канистре с бензином, а безбашенный портье пользуется их беспомощностью, чтобы вкусить свои пять минут славы.

Жанр спектакля режиссер обозначает как психологический комикс, но тут есть и детектив, и напряженный триллер, и комедия положений, и театр абсурда. А в фигуре искалеченного, одержимого прошлым старика Кармайкла чувствуется трагический размах. МакДонах виртуозно работает со штампами современной культуры. На спектакле зрители хохочут как подорванные, но после него остается горькое послевкусие: мир сошел с ума, и вправить ему мозги некому.

Дальние регионы России на фестивале представляет Алтайский театр драмы имени Шукшина. Но спектакль молодого режиссера Романа Феодори совсем не провинциален. Его «Мамаша Кураж» поставлена крепкой рукой профессионала и по всем правилам брехтовского театра — с ироничными зонгами, актерским отстранением и гражданским пафосом.

Мамаша Кураж идет на компромиссы с неправедной властью и теряет одного за другим всех своих детей. Ее немая младшая дочь жертвует собой, но спасает целый город от истребления. Имеем ли мы право оставаться в стороне и закрывать глаза на несправедливость ради сохранности своего маленького мирка? Нельзя не согласиться с режиссером — эти вопросы всегда актуальны.

«Счастье», 7 апреля 13.00 и 17.00, МХТ им. Чехова

«Мамаша Кураж и ее дети», 8 апреля, МХТ им. Чехова

«Депо гениальных заблуждений», 8 апреля 19.00, 9 апреля 15.00, Центр Artplay

«Три сестры», 9, 10 апреля, МХТ им. Чехова, Малая сцена

«Без вины виноватые», 10 апреля, РАМТ

«Безрукий из Спокэна», 12 апреля, ТЦ «На Страстном»



оригинальный адрес статьи