Театральная компания ЗМ

Пресса

26 марта 2012

Граф, курица и арлекин

Майя Крылова | Газета «РБК daily»

Подряд три музыкальных спектакля (все — номинанты российского театрального фестиваля «Золотая маска») пройдут на сценах Москвы. «Арлекин» пластического театра «Дерево» можно увидеть 28 и 29 марта на сцене Театра Луны, оперетта «Граф Люксембург» из Иркутска пройдет 29 марта в «Новой опере», там же 30-го покажут оперу-мюзикл «Черная курица» из Карелии.

Все, что делает уникальный мим Антон Адасинский и его российско-германский театр «Дерево», вызывает вопрос: к какой области искусства отнести эти спектакли? Балет? Явно нет, хотя здесь двигаются без слов. Пантомима? Теплее, но не совсем точно. Критики, описывая опусы Адасинского, обычно употребляют термин «физический театр». Эксперты фестиваля «Золотая маска», регулярно номинирующие продукцию «Дерева» на соискание национальной театральной премии, решают проблему просто. Они ставят продукцию театра в раздел «Эксперимент». Новая работа труппы посвящена персонажу комедии дель арте — Арлекину, который для Адасинского ассоциируется с искусством сцены вообще, с основами лицедейства. Недаром программка спектакля предваряется рассказом режиссера о том, как он, проходя таможню, в графе анкеты «профессия» написал не «актер», а «арлекин».

Музыкальный театр Петрозаводска в отличие от многих других коллективов, не желающих рисковать, обратился к современной партитуре. Театр сотрудничает с московским композитором Романом Львовичем, написавшим музыку к «воспитательной» повести Антония Погорельского «Черная курица» (одна из первых отечественных литературных сказок, созданная в 1829 году). Результат своей работы Львович обозначил как оперу-мюзикл. «История о дружбе и предательстве, невероятных приключениях и превращениях, о взрослении маленького человека» создана в рамках конкурса новых театральных проектов для детей и юношества в жанре оперетты и мюзикла, который проводит Союз театральных деятелей России. Этот музыкальный спектакль стоит посмотреть и взрослым: команда постановщиков зрелищно, с применением спецэффектов, решила сказочную встречу петербургского мальчика и волшебных подземных жителей, с которыми героя знакомит любимая черная курица, она же — премьер-министр подземного царства.

«Граф Люксембург» предназначен для публики, хранящей преданность старой доброй оперетте. Музыкальный театр Иркутска предлагает два часа уютного легкомысленного веселья, уповая на музыку Легара, обрамленную парижскими интерьерами. Комическая мелодрама не оставляет места скуке: в вихре вальсов решают свои дела обедневшие графы, богатые князья, натурщицы начинающих художников и успешные оперные примадонны. Действие классической венской оперетты стремительно перемещается из богемных мансард в бальные залы французских дворцов, причем картинка дана без модного осовременивания, а-ля 1909 год, когда эту вещицу впервые показали в Европе. Под звуки карнавала коммерческий расчет и сословная спесь капитулируют перед искренним чувством: на то и оперетта, чтобы коллизия «любовь или деньги» решалась в пользу любви.



оригинальный адрес статьи