Театральная компания ЗМ

Пресса

9 апреля 2012

«Счастье» ушло в «Депо гениальных заблуждений»

Наталья Витвицкая | Журнал «Ваш Досуг»

В спектаклях Исаева и Могучего визуальные эффекты победили драматургию.

Выдающиеся представители питерского авангарда Андрей Могучий и Максим Исаев свои силы в этом сезоне объединили в спектакле Circo Ambulante в Театре Наций. На «Золотую маску» же они номинировались по отдельности. Исаев — с «Депо гениальных заблуждений» (театр AXE), Могучий со спектаклем «Счастье» (Александринский театр). Обе постановки получились спорными, несмотря на агрессивные визуальные эффекты и лежащие на поверхности философские концепции.

Андрей Могучий позиционирует «Счастье» как детский спектакль, а номинирован он во «взрослой» номинации. Ситуация понятна: поток сложных метафор и невероятная сценография обезоруживает больше взрослых зрителей, а не их отпрысков. Современная «молодежь» привыкла разговаривать на сленге, воспринимать страшилки весело и не удивляться даже самой изощренной компьютерной графике. Наконец, ей понятна ситуация, в которой приходится «выторговывать» жизнь за «фломики».

Могучий затеял с детьми серьезный разговор про смерть, жизнь и любовь. Форму для разговора выбрал сказочную. Поскольку никакой другой сказки, кроме страшной, современный ребенок не понимает, знаменитая «Синяя птица» Метерлинка превратилась у Могучего в ужастик. Синяя птица становится необходимой детям, чтобы спасти маму, которая может умереть в роддоме. «Соперника» дети не хотят, но в финале передумывают и решают «отдать душу» за маму и братика.

Здесь почти нет Метерлинка как такового, зато много экстремальных метафор и черного юмора. Загробный мир, в который попадает Тильтиль и Митиль, полон компьютерных червей, а умершие бабушки и прабабашки разъезжают на инвалидных колясках. Души, живущие в вещах, выглядят как слепые старики с белыми тросточками, а урна с прахом становится космическим кораблем. Деды Морозы на поверку оказываются злобными дядьками, собаки — зелеными, а папа.... Папа вообще ничего не решает. Жизнь, вывернутая на изнанку, — это и есть действительность, привычная для наших детей. Они прекрасно ориентируются в ее лабиринтах. Чего не скажешь о нас, взрослых. Публика охает каждый раз, когда видит гигантских героев на ходулях, детей с накладными ушами и носами, мультяшную машину «Скорой помощи» или невесть как организованный танец самых настоящих скелетов. Лавина визуальных эффектов подчас сметает на своем пути и сюжет, и актерские работы (а они здесь выдающиеся, чего только стоит игра Янины Лакобы).

Точно такой же эффект можно было наблюдать и на спектакле знаменитого театра AXE. Новый перформанс от Максима Исаева и Павла Семченко называется «Депо гениальных заблуждений» и повествует о неизбежности научных ошибок. «Ахейцы» показывают лже-теории в действии. Но про молекулу памяти или теорию большого взрыва здесь никто не рассказывает буквально. Экранные проекции, пластические зарисовки, лазерные шоу, пантомима, танец, театр теней... В ткань спектакля включены все формы современного театрального дизайна. Ничто не способно помочь науке перерасти Бога, а зрителям — понять, что происходит на сцене. Театральная мистификация Исаева и сотоварищей есть наглядное доказательство факта о непознаваемости Вселенной. А видимая трансформация реальности, как и в спектакле Могучего, оказывается куда убедительнее традиционной драматургии. Кажется, эффекты побеждают не только в жизни, но и в искусстве.





оригинальный адрес статьи