Театральная компания ЗМ

Пресса

10 апреля 2012

Короли и валеты из золотой колоды

Марина Дмитревская | Газета «Трибуна»


В афише «Золотой маски-2012» не так уж много петербургских спектаклей, но собран букет исключительно из режиссеров-первачей: Лев Додин и Лев Эренбург, каждый со своими «Тремя сестрами» в Малом драматическом и Небольшом драматическом соответственно.

Валерий Фокин («Наш Гоголь») и Андрей Могучий («Счастье») – малая и большая Александринские формы. Прибавим к этому выдающиеся сценографические работы Александра Шишкина. В этом году московская бутусовская «Чайка» и петербургское могучее «Счастье» – его рук дело. А вот москвичка Мария Трегубова со своими чудными гоголевскими видениями играет за «александринский Петербург».

Но время от времени возникает вопрос: не было ли в экспертном выборе «Маски» тенденциозности, не забыли ли что, не пропустили ли… Уж больно очевидна «колода королей», и не крапленая ли она, не забыли ли какого-то «валета»? Уверяю: нынешняя петербургская театральная жизнь так несобытийна и блекла, что не заметить каких-то свершений было мудрено. Настоящая театральная жизнь ушла с недавних пор в «подвалы», в маленькие, а иногда и учебные пространства. (Это показанный на «Маске плюс» «Башлачев. Человек поющий» Руслана Кудашова. Делался он как студенческий, а потом стал спектаклем Большого театра кукол.) Уже ветераном «задворок» можно считать «Такой театр» под руководством Александра Баргмана. Пригретый Таким Музеем Достоевского театр собирает едва ли не лучших актеров города, сбившихся в Такую азартную компанию, что Такие билеты на Такие спектакли невозможно купить…

Протопталась народная тропа за мост Володарского, в «Мастерскую» под руководством Григория Козлова, возникшую полтора года назад. Полон подвал на Жуковского, 18, где обосновалась лаборатория ON. Театр, созданный замечательным продюсером Миленой Авимской. Это теперь дом для всякого молодого и энергичного режиссера. Пробивается голос новорожденного «Этюд-театра», возникшего волей Вениамина Фильштинского из его последнего курса.

Все это – совершенно не тот формат, который узаконен на «Маске», а что касается вершин, то эксперты обнаружили все, что можно было номинировать в этом сезоне. Я вообще не слишком люблю премии. Они искажают природу творцов и ставят коллег в нелепое положение судей.

Тем более ни один из профессионалов не остановит глаз лишь на одном спектакле года, на одном имени, а всегда нужно определить именно одно! Так что год от года в решениях жюри срабатывает чистая арифметика плюс… алхимия. Природная «алхимия театра», стремление членов жюри не столько «порадеть родному человечку», сколько не дать неродному. Нет и никогда не будет здесь точных и достойных критериев. Ведь уже при отборе эксперты учитывают – что будет смотреть Москва, а что нет, кем уже наелись, а чье свеженькое имя надо дать «попробовать».

Отдельный сюжет – как раз «свеженькие» спектакли трех петербургских молодых режиссеров, поставивших «форматные» масочные спектакли… не в родном городе. Роман Феодори показал алтайскую «Мамашу Кураж», Дмитрий Егоров – «Убийцу», сделанного в белой комнате МТЮЗа, Борис Павлович – спектакль «Видимая сторона жизни» по стихам Елены Шварц кировского Театра на Спасской. Все они учились примерно в одно и то же время в СПбГАТИ. Все трое много ставят по России. И вот теперь – «Маска».

Стоп! Заглянув в нынешний перечень номинантов, я не поверила своим глазам: из списка незаметно исчезли Павлович и его замечательный спектакль. Мы показывали его на прошлогоднем Володинском фестивале, потом – восторг «Реального театра». Там играет (и была номинирована) замечательная актриса Яна Савицкая! Пустившись в следствие, я выяснила, что поскольку актриса забеременела и не смогла играть в рамках весенней «Маски», то и сам спектакль, и режиссера просто по-тихому вычеркнули. Позвольте, но ведь и «Три сестры» Додина не играют нынче в Москве по тем же причинам (должна родить Елизавета Боярская). В этом случае жюри заблаговременно приезжало в Питер, отсматривало номинантку заранее. А Киров… что Киров? Вычеркнули, да и все! Хотя формальные итоги премий, все эти золотые маски – дело десятое и нужны именно и только как средство социальной защиты, они помогают нашим театрам разговаривать с чиновниками, для которых безглазая золотая маска важнее человеческого лица. Но правила для генералов и для лейтенантов всегда были разные… Разные они и для королей, и валетов золотомасочной колоды.
Но в «Маске» есть и отчетливая польза: она, несомненно, рисует коллективный портрет первых лиц сезона. И историк не без интереса будет рассматривать фотографию каждого года: появилось новое лицо, которое после не появится никогда… А вот в коллективном портрете возник корифей, до того не признанный коллегами… Это полезная статистика века и его вкусов.



оригинальный адрес статьи