16 апреля 2007

Сергей Женовач стал нашим всем

Мария Сидельникова, Павел Сигалов | Коммерсант

Впервые в истории "Золотой маски" в обеих главных номинациях драматического театра победили спектакли, поставленные одним и тем же режиссером. Решение жюри комментируют МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА и ПАВЕЛ Ъ-СИГАЛОВ.

Главный итог "Золотой маски" в разделе драматического театра – золотой дождь, пролившийся на Сергея Женовача.

Победу "Захудалого рода" как спектакля малой формы в руководимой господином Женовачем новорожденной "Студии театрального искусства" предсказывали многие: спектакль лидировал по опросам в профессиональной среде. Поскольку с некоторых пор жюри "Маски" перестало отделять режиссерскую номинацию от номинаций за лучший спектакль, приз за лучшую режиссуру как бы прилагался Сергею Женовачу к победе "Захудалого рода" и тоже был более или менее предсказуем. Мария Шашлова, молодая актриса, миловидно сыгравшая главную роль в "Захудалом роде", получила спецприз жюри – этих трех наград уже было достаточно для того, чтобы нынешняя "Маска" обрела черты лица господина Женовача. На этом фоне полной неожиданностью стала еще и победа "Мнимого больного", поставленного тем же Сергеем Женовачем в Малом театре, в разделе большая форма.

Мольеровская комедия попала в номинацию явно за компанию, просто для полноты фестивальной афиши,– это далеко не лучший спектакль Сергея Женовача. Кажется, и сам он, в очередной раз взбираясь на сцену за "Маской", уже испытывал больше неудобства, чем радости. Предположение, что судьи хотели таким образом еще раз поздравить Малый театр в юбилейный для государственных театров России сезон, следует отмести с ходу: хорошо известно, что руководство Малого в список своих побед работу господина Женовача не заносит (продукцию какого рода оно туда заносит – другая тема).

Учитывая, что спектакли из Якутска и Новосибирска были неконкурентоспособны, а постановки Камы Гинкаса и Генриетты Яновской на фестивале прошли, к сожалению, не лучшим образом, объяснение напрашивается одно: победа тишайшего "Больного" стала результатом протестного голосования против "Короля Лира" в постановке многократного лауреата "Золотой маски" Льва Додина. Значительный и серьезный спектакль Малого драматического театра (МДТ) и на этот раз ехал в Москву в качестве главного претендента на награду. Видимо, большинство членов жюри решили, что пришла пора показательно "прокатить" додинский МДТ. А поскольку ставить прочерк в графе "лучший спектакль" не принято, судьи под руководством Адольфа Шапиро проголосовали за симулянта. Господину Додину "Маской" больше, "Маской" меньше – все одно. А вот жюри, конечно, оконфузилось. Совсем без наград питерский "Король Лир", впрочем, не остался. Исполнитель заглавной роли Петр Семак получил второй спецприз жюри. А лучшим сценографом признан покойный Давид Боровский, одной из последних работ которого стало лаконичное и выразительное оформление спектакля Льва Додина.

Лучшими актерами стали Мироновы. Евгений – за Иудушку в "Господах Головлевых" МХТ имени Чехова, Мария – за Федру в спектакле "Федра. Золотой колос" столичного Театра наций. Примечательность решения не в том, что "Масками" отмечены выдающийся современный русский актер и актриса, сделавшая мощный рывок в новое творческое состояние. А в том, что спектакли эти поставили соответственно Кирилл Серебренников и Андрей Жолдак, талантливые и активные режиссеры, вызывающие слепую, буквально зоологическую ненависть у большой части театрального истеблишмента и мещанской критики. То, что эти спектакли были включены в афишу и вполне серьезно рассматривались жюри даже в качестве претендентов на победу, свидетельствует о том, что процессы идут. Но пока побеждают мнимые больные, настоящие болезни театра все-таки берут свое.

В целом итог национальной премии таков. Первое: Сергей Женовач – это наше все, другими словами, на всех-всех фронтах побеждает традиционалистская школа. Второе: щелкнуть по носу безусловный авторитет всегда приятно, даже в ущерб собственной репутации. Третье: выдающимся актерам следует работать время от времени с "сомнительными" и ненадежными новаторами. Но сами возмутители спокойствия все еще должны знать свое место.



оригинальный адрес статьи

Пресса