9 июня 2012

Лев Додин в Воронеже: «Сыграем «Чевенгур» Платонова хоть в конюшне!»

Татьяна Подъяблонская | Газета «Комсомольская правда в Воронеже»

8 июня в Воронеже стартовал второй Платоновский фестиваль. Театральную программу форума искусств открыл спектакль Малого драматического театра - Театра Европы (Санкт-Петербург) «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана в постановке Льва Додина.

В зале отреставрированного драмтеатра не было свободных мест. Спектакль о том, как лагеря (фашистские ли, советские ли), всякая несвобода, калечат души и судьбы, получился длинным, тяжелым, держащим в напряжении. Но и заставляющим думать, будящим лучшие стороны души. За это он и получил театральную премию «Золотая маска». И воронежская публика приняла постановку. Многие зрители в финале плакали. На бис вызывали труппу раз пять.

- Мы привезли вам один из самых любимых наших спектаклей. Гроссман очень созвучен Платонову. Есть у нас в репертуаре и постановка по творчеству вашего земляка – «Чевенгур». Ее не смогли вам привезти, потому что не нашли подходящую площадку, где можно было бы смонтировать декорации, они там своеобразные. Нужно что-то типа ангара или амбара. Мы этот спектакль где только не играли: в депо, в королевских конюшнях, - признался Лев Абрамович «Комсомолке». – Но может, еще найдем у вас подходящее пространство.

Додин заметил, что творчество Платонова удивительно актуально для сегодняшнего времени. К тому же этот автор побуждает к состраданию.

- Самое главное в русской литературе – любовь и сострадание к человеку. И этого сейчас большой драматургии не хватает. Ненависти, подозрения, недовольства – много. И это неплохо. Но эти чувства, не замешанные на сострадании, характеризуют слабую литературу, - отметил Додин. - Нам интересно развитие нашей страны в контексте мировой истории ХХ века. На каждый этап этого века у нас есть спектакль. Хочется создать «летопись», по которой можно проанализировать, что с нами происходило. Потому что пока мы не поймем, что с нами происходило, ничего хорошего и не будет происходить... А работа над Платоновым шла долго, спектакль готовили не меньше двух лет. Никак не могли найти нужный ракурс, эстетику. В общем, это был настолько мучительный процесс, что я даже после премьеры некоторое время не мог этот спектакль смотреть, так мне тяжело было. Но сегодня зритель гораздо лучше понимает абстракции Платонова, чем даже десять-двадцать лет назад. На мой взгляд, Андрей Платонов – писатель XXI века, на столетие опередивший свое время. Он писал о самой недостижимой и страшной мечте человечества – построении рая. Вся наша история из войн, революций, мятежей и переворотов доказывает, что более разрушительного стремления, чем построить идеальное общество, быть не может.

В этом году Лев Додин стал обладателем Платоновской премии (500 тысяч рублей). И после спектакля ее вручили. Расчувствовавшись, режиссер предложил допить коньяк из спектакля, тот, что из спецраспределителя НКВД, "чтобы его больше никогда не было".

- Сообщение о свалившейся на меня премии пришло нежданно-негаданно, и какая-то мистическая вещь – именно в тот вечер, когда мы играли «Чевенгур». Было неожиданно, но приятно, - сказал Лев Абрамович.

- На что же потратите 500 тысяч – на новый спектакль? – поинтересовалась «Комсомолка» у режиссера.

- Боюсь хватит только на кондиционеры для дома, - засмеялся Додин.



оригинальный адрес статьи

Пресса