12 сентября 2012

Светлана Янчек: «Есть задумка сделать творческий вечер с Лизой Боярской»

Виктор Сольц | rus.err.ee

Традиционный театральный фестиваль «Золотая Маска в Эстонии» пройдет в Таллинне со 2 по 9 октября. В интервью порталу rus.err.ee бессменный художественный руководитель фестиваля Светлана Янчек рассказала о спектаклях и богатой офф-программе, в которую войдут лекции доктора искусствознания Дины Годар и творческая встреча с режиссером Львом Додиным.

В июле вы покинули пост директора Русского театра. Удалось ли вам отдохнуть этим летом?

Да. Я давно так основательно не отдыхала. Я провела две недели в Крыму с выключенным мобильным телефоном. Ласковое море, щадящее солнце, возможность часами плавать и любоваться горами - это ни с чем не сравнимое наслаждение. У моей сестры есть там дом, поэтому у нас была возможность попутешествовать. В Коктебеле посетила рок-фестиваль, в котором участвовал мой любимый музыкант Горан Брегович. Так что лето закончилось великолепно. Оно излечило от многих душевных ран.

Теперь вас снова ждет любимая работа. Это самая звездная «Золотая Маска в Эстонии»?

Да. Это как-то случайно получилось, потому что мы никогда не ставим своей целью привозить звезд. Задача «Золотой Маски» - привозить интересные спектакли. Наш фестиваль открывает спектакль «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса, которого мы приглашаем уже не первый год, поскольку он входит в число лидеров в режиссуре, и его спектакли ежегодно номинируются на «Маску». Так получилось, что год назад он стал художественным руководителем Театра имени Владимира Маяковского, в котором безумное количество звезд, правда в последнее время театральная слава этих артистов немного померкла.

Он сумел собрать всех звезд в один спектакль и создал из них замечательный ансамбль. Это всегда очень трудно. Это был своего рода манифест, и в нем выразилась позитивная программа Карбаускиса. Стало ясно, что он пришел в театр не для того, чтобы ломать его, подстраивать под себя. В предлагаемых обстоятельствах он сделал то, что всегда хорошо делал - прекрасный спектакль. В нем принимают участие такие актеры, как Светлана Немоляева, Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Ирина Пегова, Даниил Спиваковский.

Привозит звезд и другой литовский режиссер Римас Туминас из Театра имени Евгения Вахтангова. В его «Маскараде» заняты Евгений Князев и Лидия Вележева.

Да, просто удивительно. Эти два литовских режиссера возглавили известные московские театры в тот момент, когда они были не в лучшем состоянии. И буквально с первых работ вывели театры из аутсайдеров в лидеры. Их сейчас престижно посещать. Эти режиссеры обладают еще и удивительными личностными качествами. Разговаривая с актерами как одного, так и другого театра понимаешь, что кардинальным образом изменилась творческая атмосфера. Карбаускис и Туминас показали, что у русского репертуарного театра есть потенциал. Он может жить в современном мире. Это театр - дом, театр со своими этическими нормами, которые передаются из поколения в поколение.

Помимо «Маскарада» и «Талантов и поклонников» на фестивале будет показан еще и спектакль «Три сестры». Получается, что в этом году упор на классику?

У нас нет какой-то определенной концепции на каждый фестиваль. Мы зависим, например, от наших площадок. Не все спектакли можно привезти в Эстонию. Театр «Эстония» - самая большая сценическая площадка. Если все декорации там не помещаются, то, значит, не судьба.

В этом году все удачно срослось именно со спектаклями по классике. Но в противовес ей мы хотим показать освоение русским психологическим театром современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Казалось бы, он совсем не имеет отношения к русской культуре, но жутковатый реализм МакДонаха, похожий на фильмы Квентина Тарантино, исключительно услышал и освоил Сергей Федотов из Перми. Он привнес в МакДонаха славянскую ментальность, сделал его таким понятным, будто эта постановка про твоих соседей, родственников, знакомых.

Я была у Сергея Федотова в театре на последнем спектакле по МакДонаху «Лейтенант с острова Инишмор». Это просто шаманство какое-то! Интерес публики к нему потрясающий и у нас. В прошлом году мы привозили «Калеку с Инишмана». Все зрители были в полном восторге. Именно поэтому в этом году быстро разлетелись билеты на «Сиротливый запад», в котором, кстати, не играют звезды. Также мы впервые в своей истории два года подряд привозим один и тот же спектакль. «Калека с Инишмана» будет показан вновь. Мы выбрали для него малый зал Городского театра и прогадали. Желающих так много, что надо было бы арендовать большой зал.

В чем особенность постановки «Три сестры»?

Это спектакль Льва Додина. Мы второй раз привозим этого режиссера. В 2005 году наш первый фестиваль открывался спектаклем «Братья и сестры». Додин поставил всего Чехова, а спектакль «Три сестры» он репетировал дольше всего. Конечно, Додин - режиссер не развлекательный. Он мастер психологического анализа. Надо быть готовым к этому. «Три сестры» - спектакль о тотальном одиночестве.

То есть спектакли по классике, которые будут на «Золотой Маске», поставлены в традиционной манере?

Я бы так не сказала. Конечно, это все режиссеры, которые наследуют школу русского психологического театра. В чистом виде это Додин. А вот реализм Карбаускиса несколько отличается от додинского. Карбаускис - как Моцарт. Он играет вроде бы по нотам, но так вдохновенно, что текст Островского становится абсолютно по-новому современным. Смотришь и думаешь, будто сейчас пьеса написана. Карбаускис - мастер очень точных акцентов, но при этом он не коверкает природу автора. Туминас замешан на природе литовского театра. Большое внимание уделяется визуальному ряду, дополнительным историям. Содержание «Маскарада» расширяется и видоизменятся.

В этом году в программе нет творческих встреч с актерами.

У актеров нет времени. «Таланты и поклонники» должны дальше ехать в Ригу, потом в Литву. Но одна задумка есть. Недавно посмотрела в Youtube творческий вечер Елизаветы Боярской и была приятно удивлена. Она здорово читала стихи и отвечала на вопросы публики. Она очень серьезно относится к профессии. Не бабочка, а серьезная птица. Может, и имеет смысл сделать творческий вечер с ней. Идея пока не оформилась.

То есть изменения в программе возможны?

Вполне.

В этому году фестиваль пройдет только в Таллинне. Почему?

Раньше мы привозили спектакли в Тарту, Йыхви, Вильянди. В этом году бюджета не хватило. Еще хочу отметить, что в Йыхви не театральный зал, а концертный. Не все спектакли можно привезти. Но тема других городов для нас не закрыта.

Раньше каждый год «Золотая Маска» открывала новые имена. Теперь же в программе классика и театр «У моста», который уже был в прошлом году.

Были идеи, но не срослось по датам. Спектакль «Бабушки» театра «Практика» обязательно в следующем году привезем. Также ведем переговоры с молодым режиссером из Санкт-Петербурга Дмитрием Волкостреловым. Его «Театр Post» выпустил потрясающие спектакли «Солдат» и «Хозяин Кофейни». Планируем на следующий год привезти и кукольный спектакль для детей.

Будет ли на фестивале офф-программа?

Конечно. Мы планируем встречу с Додиным в Русском театре, мастер-класс по системе Михаила Чехова, который проведет Федотов в Театральной школе, цикл лекций доктора искусствознания Дины Годар. Лекции на темы «Интерпретация современной драматургии в российском театре», «История визуального театра» и «Социальный театр в России» пройдут в Таллиннском университете и Театральной школе. На все эти мероприятия будет свободный вход.

Не могу не спросить про Русский театр, где мы с вами и ведем беседу. Часть спектаклей и мероприятий пройдут именно здесь. А ведь недавно вы были директором Русского театра. Расставание, я так понимаю, прошло довольно мирно?

Я не рвалась в директора. Для меня это все равно была такая история, которая должна была закончиться через какое-то время. Правда, я не ожидала, что так быстро (улыбается). Думаю, что еще бы год-два и положение Русского театра стало бы значительно стабильнее. Я сделала все возможное, что было в моих силах, для Русского театра. Искренне желаю удачи его новому директору.

По данным Teatriagentuur, в 2011 году самыми посещаемыми спектаклями в Русском театре были «Лес», «Лисная сказка», «Тартюф», «Примадонны» и «Алло, Евросоюз!». Назовите ваш ТОП-5?

Я все-таки была не художественным руководителем, а директором. Моей задачей не было формирование художественной политики театра. Я занималась созданием экономически прочной модели театра, которая могла бы обеспечить художественные достижения. Лучшим с художественной точки зрения за период моего директорства я считаю спектакль «Пять вечеров». Полный провал, с точки зрения неоправданных надежд, - это «Хиты ХХ века». Хотя молодые актеры работали там хорошо и это была для них школа. Интересным и заметным стал проект «Встречи с Тарковским». Совершенно точный расчет - «Алло, Евросоюз!». К нему можно относиться по разному, но это был тот спектакль, который дал возможность театру финансово закрепиться. С главными задачами - подтянуть фондовые деньги, увеличить продажи, оптимизировать использование здания - я справилась. Причем, я сама не ожидала такого прорыва. Думала, что на все это уйдет больше времени. Повезло.

Могут ли попасть спектакли Русского театра в первую двадцатку по посещаемости в Эстонии?

Вполне могут. Долгие годы у театра не было грамотной рекламной политики. Конечно, на это нужны деньги, но все равно надо заниматься этим постоянно и планомерно, и даже без денег что-то возможно делать. Знаете, как только пропадаешь из информационного поля, потом трудно привлечь к себе внимание. Я думаю, мне удались существенные изменения в лучшую сторону в этом вопросе. Теперь же из-за скандалов снова имиджу Русского театра нанесен серьезный урон.

Обидели ли вас недавние слова министра культуры Рейна Ланга про «провинциальный русский театр»?

Конечно, меня задел тон высказывания, как любого русского гражданина Эстонии. Обидело, наверное, слишком громкое слово. Вы посмотрите, сколько было других высказываний в адрес театра и в мой личный адрес? Если на все обижаться, то никакого здоровья не хватит.

Рейн Ланг приветствует читателей на странице «Золотой Маски в Эстонии» и, скорее всего, будет участвовать в пресс-конференции по случаю открытия фестиваля. У вас с ним деловые отношения?

Конечно. Работать-то только и возможно в режиме деловых отношений. Никакой конфликт не продуктивен. У всех у нас не простые характеры. Мы люди, а не ангелы. Всегда надо находить общий язык в интересах дела. В противном случае можно всю жизнь потратить на конфликты.



оригинальный адрес статьи

Пресса