Театральная компания ЗМ

Пресса

21 мая 2012

Андрейс Жагарс:«К «Золотой маске» пора относиться серьезно»

showtime.delfi.lv

Директор Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс в этом году был заместителем председателя жюри Национальной театральной премии России "Золотая маска" в категории "Музыкальный театр".

"Это очень серьезная работа. Когда сидишь в жюри, ты не можешь просто уйти если тебе неинтересно, не задевает, не нравится спектакль. Пришлось смотреть все! Благо, существует предварительный отбор комиссии экспертов. Высокому жюри осталось выбирать только из трех десятков постановок. Что тоже немало.

Балетная сцена в России оказалась гораздо интереснее, чем оперная - Мариинака, Михайловский, Большой, театр им. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, большие региональные театры со всей огромной страны съехались в столицу показать себя.

Классический русский балет, который, казалось бы, самодостаточен, неожиданно продемонстрировал разнообразные современные направления этого искусства. Жюри увидело работы Джона Ноймайера, Начо Дуато, Уильяма Форсайта. А на оперной сцене было мало свежих идей. Хотя серьезные вещи бесспорно были. Премии удостоились постановки Дмитрия Чернякова, Кирилла Серебренникова, Георгия Исаакяна".

Из четырех премий, выделенных мюзиклам и опереттам жюри не присудило ни одной. "Была очень грустная, слабая, некачественная сцена, - поделился Жагарс. Член жюри Герард Васильев – икона российской оперетты, был категорически против и даже сказал, что постановки не выдерживают элементарного санитарного уровня".

"Мы все устали от плохого искусства, которое везут из России. В опере очень часто мне приходится стыдится. Например за то, что Музыкальный театр оперетты из Москвы выступает без оркестра. Антрепризы...", - признался директор Латвийской Национальной оперы.v

В этой связи Андрейс Жагарс особенно отметил прекрасный вкус главы компании Art Forte Юлии Лочмеле, которая организует в Латвии фестиваль "Золотая Маска". "Никто не платит ей за то, чтобы она привезла тот или другой спектакль. Просто она одержима идеей привезти и показать качественное, высокохудожественное российское искусство в Латвии".
Латвийским зрителям нужно отбросить снобизм, считает директор Латвийской Национальной оперы. "К "Золотой маске" нельзя относится как к чему-то, что приходит из бывшего Советского Союза. Россия – это колыбель современного театрального искусства. Это Станиславский, Мейерхольд, Немирович-Данченко.

Исторически так сложилось, что мы находимся рядом и влияем друг на друга. Наши композиторы и музыканты, сочинявшие симфоническую музыку, которой мы наслаждаемся, учились в Петербурге. При двухмиллионном населении страны у нас такой хороший балет, благодаря тому, что деятели искусств иммигрировали к нам из России после революции. И потом, после войны кого-то к нам выгоняли.

IT-технологиям мы учимся в Америке. В дизайне смотрим, что делают финны, норвежцы, датчане, шведы. Если мы хотим познать ресторанную культуру или моду, обращаемся к итальянцам и французам. И точно также то, что у нас в Латвии есть возможность узнать, увидеть настоящий российский театр -это неоценимо!"

Ездить из Риги смотреть спектакли в Москву безумно дорого. Позволить себе это могут единицы. А время течет. Через пять лет многие спектакли потеряют актуальность, появятся новые. Поэтому фестиваль "Золотая Маска" - это событие еще и потому, что молодые люди, многие из которых никогда в России не были, могут здесь в Латвии увидеть образцы действительно качественного искусства",- подчеркнул директор Латвийской Национальной оперы.



оригинальный адрес статьи