Театральная компания ЗМ

Пресса

23 октября 2012

«Золотая Маска» угнездилась в Череповце

Сергей Виноградов | Газета «Речь»

Актеры МХТ показали Череповцу спектакль «Дворянское гнездо», Череповец показал актерам МХТ настоящую осень

В минувшие выходные начался третий фестиваль «Золотая маска» в Череповце«, проходящий при поддержке ОАО «Северсталь». Спектаклем-открытием стало «Дворянское гнездо» МХТ имени Чехова. Проект продолжат 27 и 28 октября «Мастерская П.Фоменко» и театр «Практика».

На пресс-конференцию в пустую мэрию (дело было в субботу) мхатовцы пришли в приподнятом настроении. Оставив вещи в гостинице после утреннего прилета в Череповец, гости прогулялись и, как сами признались, «увидели настоящую осень». «В Москве осени мы не видим, поскольку проводим дни напролет в помещениях или в пробках, — пожаловалась режиссер спектакля „Дворянское гнездо“ Марина Брусникина. — А у вас очень уютно: тихо, маленькие домики стоят».

Лирический тон в начале пресс-конференции сбил знаменитый актер Дмитрий Назаров. Получив право на вступительное слово, он отказался от парадных речей и откровенно сообщил, что в данный момент играет его любимый футбольный «Спартак», а в гостинице есть телевизор. Огромный Назаров, известный исполнением ролей Воланда и Деда Мороза, трогательно отпрашивался басом: «Отпустите?» Уважая болельщицкую страсть, первые несколько вопросов журналисты задали Дмитрию Назарову.

Кого вам нравится играть больше — мягкого, нежного музыканта Лемма в «Дворянском гнезде» или жутковатого Воланда в «Мастере и Маргарите»?

— Актеру всегда ближе тот образ, который интереснее играть. Как говорят актеры, если в роли есть слово «мама», уже есть чего играть. Мне, как жадному актеру, конечно, Воланд ближе — там роль побольше и поразнообразнее. Но и Лемма я люблю. Но я бы не назвал его мягким и вызывающим только жалость. Вообще, конечно, он глубоко несчастный человек.

В спектаклях МХТ по произведениям Чехова вы играете двух врачей. Какое качество представителей этой профессии вы бы назвали основным?

— Цинизм, да не обидятся на меня за это медики. Я очень уважаю врачей — моя мама была гинекологом, среди друзей множество представителей этой профессии. Но факт остается фактом: все врачи циники. Когда приходишь на прием к близкому другу, вы весело шутите, но чуть только он находит у тебя симптомы болезни по его профилю — между вами падает стеклянная стена. Ты превращаешься для него в рядового пациента. Но если врачам цинизм необходим, то актерам, напротив, противопоказан. Мы люди без кожи, мы дети. Удаются ли мне роли врачей? В последнее время чаще слышу рассуждения, получаются ли у Назарова повара...

Вопрос к Дмитрию Дюжеву. В современном понимании человеческих качеств, особенно мужских, ваш персонаж Лаврецкий очень слабый человек. Каким вы его считаете?

— Лаврецкий действует бездействием, плывет по течению, не борется с ним. Действительно, нам сегодня он может показаться слабохарактерным, но в нем есть мудрость и несуетность. Возможно, он прав в том, что не желает «мутить воду» и уповает на высшие силы, верит в то, что, если что-то не сбывается, значит, не судьба. И нам, живущим в состоянии движения, вечной погони, борьбы и конкуренции, есть чему поучиться у Лаврецкого.

Вопрос к Марине Брусникиной. Тяжело ли было пригласить на роль нерешительного интеллигента Дмитрия Дюжева, учитывая шлейф его киноролей в криминальных сагах?

— Первым, кто посоветовал мне обратить внимание на артиста Дюжева с прицелом на роль Лаврецкого, был Олег Павлович Табаков. А его проницательность и чутье всем известны. После первого же разговора с Димой я поняла, что он будет моим Лаврецким. Но не я была тем, кто сломал стереотип и сорвал с Дюжева маску кинобандита, до этого у него была глубокая роль в фильме «Остров».

Дмитрий Дюжев:

— Для меня эта роль, безусловно, актерский рост и новый уровень актерского существования. Может быть, стереотипы у кинорежиссеров эта работа и не сломает, и в кино меня станут приглашать на те же роли, но я сам изменился и играть их буду иначе.

Вопрос к Яне Гладких. Вы сыграли в «Дворянском гнезде», где в вашу героиню влюблены персонажи знаменитых актеров Дюжева и Назарова, еще будучи студенткой театральной студии МХТ. Однокурсники завидовали?

— Наверное, у кого-то зависть и была. Но я, когда погружаюсь в работу, перестаю смотреть по сторонам. Кстати, Дима Дюжев был поначалу очень недоволен тем, что я такая маленькая и молоденькая. «Она же совсем девочка», — говорил он режиссеру.

Дмитрий Дюжев:

— Я имел в виду другое. Она была такая нежная, трогательная и неземная, что я не знал, как с ней обращаться и как с ней себя вести. Но мой герой относится к ее героине так же, поэтому мы в чем-то сыграли самих себя.

Яна Гладких:

— Этот спектакль меня многому научил. Моя героиня Лиза пытается понять любого человека, разобраться в нем, найти хорошие черты. Я, когда начинала репетировать, поступала с людьми, которые мне почему-то неприятны, очень просто — не общалась с ними. Сейчас стараюсь докопаться до сути каждого и не судить строго.

Дмитрий Дюжев:

— Яночка, не разочаровывайся в людях, ты обязательно встретишь своего мужчину — умного, доброго, красивого и богатого...

Яна Гладких:

— Да я не о любимом мужчине... Я вообще о людях говорю. Хотя спасибо за пожелание.

Вопрос к Яне и Дмитрию. Вы играете несовременную любовь, несегодняшних людей. Как настраиваетесь перед спектаклем на нужную нотку? Может быть, классическая музыка помогает?

Дмитрий Дюжев:

— Яна постоянно Алену Апину слушает. Но иногда я ставлю ей Шопена.

Яна Гладких:

— А Дима перед спектаклем поет арии в гримерке, я слышу это через стенку. Но я никогда не думала о том, что мы играем несегодняшнюю любовь. По-моему, тема несчастной любви и расставания и сегодня актуальна.

Дмитрий Дюжев:

— Мы сегодня проще относимся к поцелуям, прикосновениям и физической близости. И кажется, что любви, описанной Тургеневым, сегодня быть не может. Но когда современные молодой человек и девушка, какими бы продвинутыми они ни были, влюбляются по-настоящему, первое прикосновение и первый поцелуй для них также много значат.

Спектакль идет три с лишним часа. Почему остановились на этой продолжительности?

Марина Брусникина:

— Короче не получилось, хотя мы стремились к этому. Спектакль мог быть еще больше, пришлось сокращать. К сожалению, убрали мой любимый эпилог.

Дмитрий Дюжев:

— Все мои знакомые, которые посещали спектакль, в один голос говорят, что он смотрится на одном дыхании. Теряется ощущение времени, люди даже смотрят на часы: неужели три часа прошло?

Дмитрий, нет ли желания попробовать себя в качестве театрального режиссера? Ваш режиссерский кинодебют уже состоялся...

— Желание есть. Есть пьесы, есть задумки. Но я не тороплю события. Желание самому рассказывать истории должно вызреть постепенно. Становясь режиссером, актер превращается в идеального исполнителя в постановках у своих коллег. Он начинает понимать всю тяжесть работы режиссера и слушается его беспрекословно. Я бы ввел краткие курсы режиссуры на актерских факультетах — очень полезно.

Марина Брусникина:

— Возьми нас с Яной в свой спектакль актрисами...

Дмитрий Дюжев:

— Я бы с радостью, но я хочу поставить историю о мужчине и женщине.

Яна Гладких:

— Современный театр снимает эти условности...



Дмитрий Дюжев:

— Я подумаю.

Любовь сквозь века

Дворянское гнездо полуторавековой давности художники МХТ изобразили в виде белых колонн на черном фоне, которые смотрят на зрителя будто со старого фотоснимка. На белых колоннах стоит белый балкон, между колоннами расставлены белые скамейки и столы, и даже рояль молочного цвета.

В этих декорациях ходят герои, преимущественно облаченные тоже в белое или черное. В Череповец приехали более двадцати актеров из Москвы, и, несмотря на широкие юбки дам, все они замечательно помещаются на небольшой сцене Дворца металлургов, потому что никогда не появляются на ней одновременно. Действие продуманно, динамично и занимательно. Те из зрителей, кто запомнил со школы Тургенева как скучного писателя, наверняка изменили свое мнение. Рассказанная история любви разочаровавшегося в жизни Федора Лаврецкого и юной Лизы Калитиной проста и понятна. Роман между ними развивается постепенно и долго, в течение трех часов, и зрители становятся свидетелями зарождения и развития чувств. Герои один раз целуются, пару раз рыдают друг у друга на плечах, но на большинстве свиданий разговаривают и обмениваются признаниями. Сериальная технология срабатывает: к концу спектакля Лиза и Федор становятся родными людьми для всей череповецкой публики и за их отношения зал болеет, как хоккейная трибуна. Даже те, кто читал роман «Дворянское гнездо» и знает о несчастливой развязке, надеются на чудо. Но его не происходит: МХТ не всесилен. Лизу ждет монастырь, а Лаврецкого — семейная жизнь с нелюбимой женщиной. Когда в зале загорается свет, в глазах зрителей мелькают искорки — то ли от восторга, то ли от непролитых слез.

Большинство актеров — кроме исполнительницы роли Лизы Яны Гладких, которая и в жизни являет собой чистое небесное создание, — играет не себя и не свой возраст. Крепкий и осанистый Дюжев передвигается по сцене походкой мешковатого и не по годам постаревшего Лаврецкого. Разухабистый Назаров в образе композитора Лемма опирается на палочку и шаркает по подмосткам как на лыжах. Зато актриса Нина Гуляева (играет тетушку Марфу Тимофеевну), которая еще 50 лет назад озвучивала Анастасию Вертинскую в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия», передвигается по сцене со спринтерской скоростью, а говорит исключительно речитативом.

К счастью, есть что говорить — текст Тургенева вне всякой критики. В МХТ имени Чехова Марина Брусникина слывет поборником литературного направления театра и выступает за максимальное сохранение языка и текста. Когда ей не хватает диалогов («Дворянское гнездо» роман, а не пьеса), она вкладывает в уста героев описательный текст. Поэтому нередко персонажи рассказывают о себе, своих чувствах и поступках, обращаясь к залу. «Золотую маску» в Череповце" продолжит спектакль «Война и мир. Начало романа» театра «Мастерская П.Фоменко». Как распорядятся с описательным текстом Льва Толстого «фоменки», увидим в следующую субботу.

P. S. Московский «Спартак», любимая команда Дмитрия Назарова, проиграла в драматичнейшем поединке. На один вечер образ музыканта Лемма стал еще более трагичным, чем написано у Тургенева.

Дюжев — Кузину, Кузин — Дюжеву

Мэр Череповца Юрий Кузин и актер Дмитрий Дюжев волею судеб оказались на пресс-конференции рядышком и периодически обменивались репликами. Некоторые из них корреспондент «Речи» записал.

Дюжев — Кузину

— Ну, чем живет Череповец?

— К Дню города готовимся, через две недели Череповцу исполнится 235 лет. Восстанавливаем народные гулянья на главной улице: песни, пляски, угощения...

— И мы вовремя подоспели. Дорога ложка к обеду.

Дюжев — Кузину

Рассуждая о пагубности современного телевидения, которое затягивает и гипнотизирует («редчайший человек может сегодня сказать: я не смотрю телевизор»), Дмитрий Дюжев неожиданно спрашивает у соседа.

— Юрий Александрович, вы смотрите телевизор?

— Очень редко, только новости.

— Да вы счастливый человек.

Кузин — Дюжеву

— Приглашаю на чашечку чая в мой кабинет. У вас есть несколько минут?

— Да, немного времени до репетиции осталось. Не хотелось бы мешать вам работать...

— У меня сегодня выходной. Кроме вашего вечернего спектакля никаких дел...

— Какой прекрасный день, завидую.



оригинальный адрес статьи