Театральная компания ЗМ

Пресса

30 января 2013

Битва за любовь

Анна Галайда | «Российская газета»

"Золотая маска" открыла свою программу



Балет Екатеринбургского оперного театра впервые попал в число соискателей "Золотой маски". Сразу пять номинаций принес двухактный спектакль Amore Buffo, с которого начал знакомство с труппой ее нынешний руководитель Вячеслав Самодуров.




О том, что Екатеринбург - один из центров российской современной хореографии, знают даже в Африке. Но до недавнего времени местный оперный театр к этому расцвету не имел никакого отношения - тамошние балетные премьеры пугали своей дремучестью. Пригласив на должность художественного руководителя труппы Вячеслава Самодурова, театр сильно рисковал. У Самодурова было имя и репутация, но заработаны они были почти двадцатью годами премьерства сначала в Мариинском театре, потом в Национальном балете Нидерландов и Королевском балете Великобритании. Никакого опыта руководства большим коллективом у танцовщика не было. Да и количество собственных постановок в резюме весьма ограничено. Amore Buffo оказалось первой реакцией Самодурова на знакомство со своей новой труппой. Танцовщик с редким чувством юмора, он и как хореограф начал с лирической комедии - жанра, нечасто встречающегося на балетной сцене. В основу спектакля положен "Любовный напиток" Доницетти - сюжет, хотя и перенесенный в современность, повторяет его коллизии, в музыкальном сопровождении звучат шлягерные мелодии оперы (а хитовая ария Неморино сопровождает один из дуэтов главных героев). Хореография исследует базовые движения классического танца, аранжированные неожиданно и остроумно. Но первая встреча с ней оказалась для труппы, не привыкшей ни к чему более оригинальному, чем "Жизель" с "Лебединым озером", культурным шоком. Даже на генеральной репетиции танцовщики, способные качественно представить такой сложнейший балет, как "Баядерка", казалось, просто стеснялись той неканонической свободы, с которой у Самодурова соединены самые благонадежные классические па. И премьера выглядела героической обороной собственной профессиональной репутации: труппа работала с фантастической отдачей. Ощущение "битвы на последнем рубеже" транслировалось в зал драйвом, на который невозможно не откликнуться.




На Новой сцене Большого театра не удалось воспроизвести именно этот эмоциональный подъем. Вероятно, для дебютантов важнейшее событие произошло до приезда в Москву - тогда, когда был номинирован спектакль, а вместе с ним хореограф, дирижер Павел Клиничев и исполнители главных партий Елена Воробьева и Андрей Сорокин. Ансамбли порой морщили несогласованностью, не похож сам на себя был великолепный исполнитель партии Капитана Сергей Кращенко, обаятельный и техничный Андрей Сорокин не прибавил со времени премьеры актерского мастерства. Несовершенство драматургии, отсутствие опытной режиссерской руки, хореографические повторы оказались видны, будто в увеличительном стекле. Но очевидно, что труппа полгода спустя после премьеры чувствует себя гораздо свободнее. И если ее па де де с молодым художественным руководителем состоится, у нее есть шанс почувствовать себя в Москве как дома.




оригинальный адрес статьи