Театральная компания ЗМ

Пресса

11 февраля 2013

Спектакли Пермского театра оперы и балета на «Золотой Маске»

Лейла Гучмазова | Журнал «Ваш Досуг»

У Москвы есть только один постоянный повод умерить столичный снобизм — раз в году отслеживать афишу Национального фестиваля и конкурса «Золотая маска». В этот раз эксперты отобрали для показа в столице две безусловно важные постановки — оперы Пермского ТОБа Cosi fan tutti и Medeamaterial. Прогнозы давать остережемся, но Пермь, традиционно сильный конкурсант музыкального театра, в последние сезоны находится на особом положении. И вот почему. Менеджментом театра занимается Марк де Мони, известный в первую очередь организацией замечательного фестиваля Early music. Во многом его стараниями театр находит общий язык с властными структурами и не скорбит от бедности. И благодаря ему же художественным руководителем пермского театра оказался Теодор Курентзис, претендовавший и на лучшую географию.

Cosi fan tutti – принятое в мире название гениальной оперы Моцарта, в русском изводе выглядит «Так поступают все женщины». Комическая опера в двух действиях по либретто Лоренцо да Понте наблюдает развитие чувств у двух влюбленных пар. Поживший циник подбивает мужскую часть дуэтов проверить постоянство прекрасной половины, и тест едва не заканчивается крахом. Только крепкая женская дружба помогает избежать скандала. Притом изящный сюжет утопает в обилии невероятных совершенных мелодий, а ансамбли Cosi… давно считаются и эталоном классической гармонии, и мерилом профессионализма певцов.

С последним у Пермского театра дела благополучны, он не страдал квасным патриотизмом. Музыкальный руководитель и дирижер постановки Теодор Курентзис собрал роскошную команду и, поселив в Перми, добился отменного ансамблевого звучания. Имена впечатлят не только Москву – любые столицы: Симона Кермес, Анна Касьян, Наталья Кириллова, Мария Форсстрем, Надежда Бабинцева, Мариана Флорес, Тобиас Берндт, Гарри Агаджанян, Бретт Полегато. В яме выведением чудных моцартовских звуков занимаются оркестр и хор MusicAeterna, три с половиной часа пения на итальянском пролетают как миг. Курентзис аттестовал Cosi… последней барочной и в то же время первой романтической оперой, и получившийся спектакль действительно очаровывает.

Рядом с прекрасной классики прекрасным образцом Пермский театр показывает Medeamaterial, и это кардинально другая история. Одноактная опера по пьесе Хайнера Мюллера (драматург — Ольга Федянина) — сочинение современного автора Паскаля Дюсапена, одного из самых исполняемых французских композиторов. Medeamaterial – почти часовой монолог жестокой античной героини на современный лад.

Литературная пьеса написана в шестидесятые годы прошлого века, и в авторской ремарке декорациями предлагается «заброшенный бассейн в Беверли-Хиллз или купальня в психиатрической лечебнице». Музыка, соответственно, отвечает всем нормам актуальных гармоний. Но Пермский театр умудрился не уйти от классического мифа о колхидской царевне. С одной стороны — современные музыкальные техники. С другой — вечные человеческие эмоции, не зависящие от века. Эксперты очень хвалят одолевшую жуткие тесситуры исполнительницу главной партии Надежду Кучер. И, говорят, очень хорош в опере Дюсапена оркестр и хор MusicAeterna под водительством Теодора Курентзиса.

Слишком очевидное занятие – выводить мораль из двух вечеров Пермского ТОБа. И все же, все же… Нет в столицах небольшого театра, который представил бы два таких качественных и таких разных спектакля за один сезон. Примите во внимание.





оригинальный адрес статьи