Театральная компания ЗМ

Пресса

21 февраля 2013

Пермский театр показал оперу Medeamaterial на «Золотой Маске»

Елена Чишковская | РИА Новости

Пермский театр оперы и балета, возглавляемый дирижером Теодором Курентзисом, показал постановку оперы Medeamaterial современного французского композитора Паскаля Дюсапена на сцене театра "Новая опера".

Эта работа театра номинирована на "Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в опере". В частных номинациях эксперты отметили работы дирижера Теодора Курентзиса и исполнительницы заглавной роли Надежды Кучер.

Medeamaterial и воспринимается как спектакль двух человек — дирижера и солистки. Хотя на сцене достаточно многолюдно, все действие осуществляется силами не произносящих ни слова артистов балета (ответные реплики Медее подают записанные на пленку "голоса"). Поющих же персонажей, не считая женского вокального квартета, — всего одна. Это Медея в исполнении Надежды Кучер, и именно она вместе с оркестром и хором несет на себе всю тяжесть музыкальной драматургии опуса Дюсапена.

Как и было предписано Хайнером Мюллером (автором пьесы, положенной в основу оперы), на сцене "заброшенный бассейн в Беверли-Хиллз или купальня в психиатрической лечебнице". Режиссер Филипп Григорьян шел от текста пьесы, поэтому зрителю предлагается весьма мрачное и кровавое зрелище, с использованием самых разных символов: от скелета в душевой кабине до льющейся воды. Все это оказывается "в кассу", создает необходимую атмосферу, а заодно и наглядно иллюстрирует то, о чем на немецком поет Медея.

Но все же настоящее действие — в вокальной партии и партитуре.

Композиторский стиль Дюсапена представляет собой достаточно сложный микс из минималистских традиций, барочных реминисценций (к барокко отсылают клавесин и камерный состав оркестра) и сложных композиторских приемов авангардной музыки. Со всем этим Курентзис и его оркестр (а также и хор, помещенный в оркестровую яму) справляются умело, явно не думая о технических сложностях — а лишь о художественной задаче.

Не обманывает ожиданий и Медея. По сути, огромный монолог, длящийся почти час, певица выстраивает драматургически настолько верно, что можно было бы обойтись и вовсе без детей, Язона и других персонажей.

Обе частные номинации на "Золотую маску" в данном случае не вызывают сомнений — они стопроцентно заслужены. Спектакль в целом также производит сильное впечатление. Хотя после идеального Моцарта — оперы "Так поступают все", показанной пермской труппой в рамках фестиваля в понедельник, мрачная драма Мюллера-Дюсапена кажется уж слишком депрессивной и безнадежной.

Погружаться в жуть детоубийства — хотя и мифологического, но уж очень достоверного и актуального, после легкомысленной "Школы влюбленных" тяжело.

Что, конечно, не отменяет ценности этого спектакля. Паскаль Дюсапен — один из самых исполняемых французских композиторов. Его опера Medeamaterial написана на текст выдающегося немецкого драматурга Хайнера Мюллера, фактически является гигантским монологом античной героини на современный лад. Премьера оперы состоялась в рамках Дягилевского фестиваля в Перми в мае 2012 года. Это был первый опыт постановки опер Дюсапена в нашей стране и российская премьера сочинения.

Теодор Курентзис родился в 1972 году в Афинах. Обучение дирижированию начал в 1987 году и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1991 года — главный дирижер летнего международного фестиваля в Греции. В 2004 году Курентзис стал главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал

Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и Камерный хор New Siberian Singers, специализирующиеся в области исторического исполнительства.

В июне 2008 года он дебютировал в Парижской Национальной опере в качестве дирижера-постановщика оперы Верди "Дон Карлос". В конце января 2011 года в Баден-Бадене состоялась премьера маэстро — опера "Так поступают все" Моцарта (режиссер Филипп Химмельман). В январе 2011 года Курентзис принял приглашение стать художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского.





оригинальный адрес статьи