27 февраля 2013

Москва: маскараду быть

Елизавета Симбирская | Журнал «Сноб»

«Золотая маска» — это не только конкурс спектаклей прошедшего сезона с десятком номинаций от лучшего драматического до лучшего кукольного спектакля, но и целая череда внеконкурсных событий. Две программы, существующие уже не первый год — «Маска плюс» и «Новая пьеса» — предлагают зрителям как театральные новинки, так и уже «обкатанные» спектакли со всего мира, в том числе, что особенно интересно, из разных, порой очень далеких от Москвы городов России.

Так, 22 марта на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда «Маска плюс» представит совместную постановку санкт-петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом» и театра «Экспериментальной сцены» Анатолия Праудина под названием «Школа». Этот спектакль — рассказы актеров о своей школьной жизни. Сделан он в виде репетиции праздничного концерта, отчего на сцене звучит много музыки 1970–90-хх годов. По словам режиссера, в высказывания героев он вложил мысли о «тайне творчества, сладости дилетантизма и кровавой боли искусства».

23 марта на той же сцене Ханты-Мансийский театр обско-угорских народов представит спектакль режиссера Анны-Ксении Вишневской «Черная песня» по повести Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком», написанной по воспоминаниям бабушки автора о Казымском восстании остяков против советизации края. Но политики в спектакле минимум, основное внимание режиссер уделяет судьбе женщины. Сюжет строится на снах героини. «Перед тем как уйти в "нижний мир", она вспоминает, как много лет назад красноармейцы забрали ее любимого мужа Ювана, снасти и ружья, так как опасались, что она начнет стрелять в солдат, и оставили ее с восемью детьми одну на огромной территории без средств к существованию», — рассказывает режиссер.

«Новая пьеса» — самая провокационная и свежая программа «Золотой маски». В ее расписании спектакль-переосмысление лермонтовского «Маскарада» от Михаила Угарова (3 марта, Центр драматургии и режиссуры) и постановка «Я свободен» режиссера Дмитрия Волкострелова из Санкт-Петербурга — экспериментальное высказывание, созданное при помощи 535 фотографий и тринадцати подписей к ним.

«Согласно требованиям драматурга, эти снимки проецируются на экран, причем на каждый из них отводится ровно семь секунд проекции. Кадры появляются на экране в строго определенной драматургом (Павлом Пряжко. — Прим. ред.) последовательности и складываются в законченный, пусть и невербальный, сюжет, точнее, в несколько самостоятельных историй, которые вполне может вычитать внимательный зритель», — рассказывает о своем спектакле Д. Волкострелов. Можно ли это называть спектаклем в прямом смысле слова или это, скорее, некий сценический перформанс, зрители смогут оценить 6 и 7 марта в Театр.doc.

В «Новой пьесе» всегда много спектаклей о молодых людях. Спектакль «Кеды» по пьесе Ольги Стрижак в постановке Алексея Забегина можно назвать пощечиной нынешнему поколению тридцатилетних: герой пьесы хочет купить новые кеды, но никаких других желаний не имеет. Это человек тотального бездействия, в чьих глазах зритель видит страх перед взрослой жизнью. Подобный герой нередко появляется не только на современных театральных подмостках, но и в отечественном кино. Спектакль пройдет 9 марта на сцене Театра.doc.

В программу «Новой пьесы» в этом году вошел также спектакль латвийского театра драмы «Ставангер (Pulp people)» по пьесе российского драматурга Марины Крапивиной в постановке Константина Богомолова. Молодая женщина эмигрирует из России в Норвегию, но кажущийся поначалу удачным брак с норвежцем расстраивается, и ей приходится вернуться обратно. Проблему чужого среди чужих и в то же время чужого среди своих режиссер разыгрывает на сцене, отгороженной от зрительного зала стеклом. Зрители наблюдают за актерами, словно за рыбками в аквариуме. Посмотреть спектакль можно будет 3 марта на сцене Центра Вс. Мейерхольда.

Программа «Золотой маски» в этом году особенно обширна. В основной конкурсной программе есть спектакли для детей, драматические представления, балет и опера. За неполных четыре месяца, что будет идти фестиваль, в Москве покажут не менее сотни спектаклей со всего мира.



оригинальный адрес статьи

Пресса