Театральная компания ЗМ

Пресса

10 марта 2013

Польский Театр на Воли затронул в Москве «еврейский вопрос»

Алла Панасенко | M24.ru

В рамках программы "Новая пьеса" – одного из проектов театрального фестиваля "Золотая Маска" – на сцене МТЮЗа польский Театр на Воли представил спектакль "Наш класс". Режиссеры Ондрей Спишак и Алдона Фигура работали с текстом драматурга Тадеуша Слободзянека, который в 2008 году написал пьесу "Одноклассники. История в XIV уроках", повествующую о судьбах жертв-евреев и палачей-поляков во времена Второй мировой войны. В основе этой драмы реальные события 1941 года, когда в оккупированном фашистами Едвабне местные жители заживо сожгли в овине сотни евреев, с которыми прежде учились, работали и жили по соседству. Однако Слободзянек называет свой текст документированным вымыслом.



Количество уроков, описанных автором, не случайно. В пьесе проводится аналогия с 14-ю остановками крестного пути страдающего за грехи людские Иисуса Христа: от несения креста до распятия. У каждого героя-одноклассника свой мучительный путь и свой тяжелый крест. Это страшный рассказ, затрагивающий проблемы национальной нетерпимости, определяющий уровень человеческой жестокости.

Сцена с черным фоном не отягощена декорациями. Спишак справедливо рассудил, текст настолько густ, эмоционально насыщен, что способен существовать без дополнительного подспорья. За деревянными партами, выставленными в ряд строго по центру, сидят одноклассники. Эти еврейские и польские мальчишки и девчонки ходят в одну школу, у них общий язык и предметы для изучения. А вот мечты о будущем разные. Но сбыться им не суждено. Рысек, влюбленный в озорную Дору, готовит себя в пилоты. А между делом посвящает девушке стихи. Несколько лет спустя он будет работать на два фронта: бороться за свободу Польши и сотрудничать с немцами. А еще – затолкает Дору вместе с сотнями других евреев в овин и подожжет несчастных. Красавица Дора, в детстве мечтавшая о карьере киноактрисы, выйдет замуж за Менахема и в 21 год, задыхаясь от дыма среди обреченных, недоуменно воскликнет: "И это вся моя жизнь?".

Ее одноклассник Якуб Кац - робкий отличник - будет до смерти избит товарищами на городской площади. Рахелька, которая встав из-за парты однажды скажет пророческие слова: "У каждого свое предназначение" - выучит немецкий и примет католическую веру, спасая себя от расправы антисемитов.

Зигмунту уготована участь доносчика, насильника и предателя. Хенрик, в юности участвовавший в подпольной террористической организации "Белый орел" в зрелые годы примет сан священнослужителя. Менахем, трусливо бросивший жену с ребенком, после войны начнет расследовать дело о причастности поляков к зверской расправе над евреями.



Персонажи Слободзянека живут в непростое время политического раздора. То и дело на гвозде, вбитом в стену, появляется новый символ эпохи. Деревянный крест сменяет серп и молот, а следом – знак свастики, и позже – снова крест.

"Судить живых и мертвых вместо Иисусa Христa пришел Иосиф Стaлин", - подметит Якуб Кац.

Его соученик Владек весело подхватит: "Мне, пожaлуй, дaже нрaвится этот Советский Союз. Нет ни богaтых, ни бедных. Покончено со всеми этими предрaссудкaми. Еврей с поляком может пивa выпить. Нa тaнцы сходить. И ничего".

Иначе заговорит он после ареста отца, вывесившего на обозрение бело-красный флаг. Задумает даже поднять восстание, да силенок не хватит. Бороться с "красными" будет Рысек. Но так ли справедлива эта борьба? Без раздумий исполняя приказ оккупантов поведет он на расстрел свою подругу Рахельку, на свадьбе которой гулял всего пару месяцев назад.



Из всех одноклассников жизнь пощадит разве что умницу Абрама Пекаря, которому посчастливится прямиком из школы эмигрировать в Америку. Там он будет учиться, заведет семью и главное – на долгие годы сохранит добрую память о своих школьных товарищах.

За тем, как поляки насиловали Дору, за допросом Зигмунта и убийством Рысека Абрам наблюдает в углублении сцены, становясь немым и беспомощным свидетелем краха детских иллюзий. Присутствуют на площадке и зверски замученные евреи. Души их следуют по пятам за живыми, являются во сне и наяву, радушно приглашая в мир забвения тех, кого настигает смерть. Этот мир, где нет места истязания жестоким более слабого, находится за распахнутой дверью. В проеме вырисовываются фигуры погибших одноклассников. Смерть не делит их на евреев и поляков, на жертв и убийц. Снова за партами плечом к плечу сидят враждовавшие при жизни.

Постановка носит характер исповеди. Жалобные, гневные, откровенные монологи главных героев адресованы скорее слушателям в зале, нежели друг другу. Выкрест Рахелька, потерявшие сыновей Зигмунт и Менахем, больной раком Владек — все они, обнажая правду, призывают зрителей судить их за былое. Да, я ударил прикладом мать с ребенком на руках. Но что мне было делать, когда все вокруг ждали от меня именно этого? Да, я не подала воды однокласснице-еврейке, которая под палящем солнцем в наказание за то, что "оскверняет землю своим присутствием", ложкой вычищала траву между булыжниками на площади. Я не спасла ее сына от смерти. Но что бы сказал мой муж, принеси я в дом еврейского подкидыша?

"Это не столько рассказ об отношениях между поляками и евреями, сколько о том, что плохого и хорошего могут сделать друг другу одноклассники", - поясняет Слободзянек.

Ужас в том, что образы героев, списанные с реальных людей в прошлом, находят зеркальное отражение в настоящем. История 40-х, названная "вторым именем Холокоста", повторяется снова и снова, принимая новые формы жестокости.

Спектакль, который в Москве играли на польском с русскими субтитрами, интернационален, а потому понятен и без перевода. "Наш класс" ставили в Америке, Венгрии, Испании и Чехии. Надо сказать, что премьера состоялась отнюдь не в Варшаве, а на сцене Национального театра в Лондоне. Пока на родине "класса" искали средства для финансирования проекта, заинтересовавшиеся англичане помогли воплотить задумку в жизнь. В 2010-м показы начались в Театре на Воли. Тогда же работу Слабодзянека отметили польской литературной премией Нике. В этом году труппа планирует отправиться с гастролями в Вильнюс, Тель-Авив и Стокгольм.

Режиссеры и автор не сомневаются – спектакль найдет отклик в сердцах зрителей разных социальных слоев и вероисповеданий. Ведь он о каждом из нас. О вчерашних одноклассниках, которые сегодня не здороваясь, не подымая глаз пробегают мимо, теряясь в толпе чужих и равнодушных прохожих. А еще он о тех, кто презрительно морщится сталкиваясь на лестничной клетке с соседом-мигрантом. Большое зло начинается с малой ошибки. Жаль, что герои Тадеуша Слободзянека поняли это слишком поздно, а некоторые так и погибли в неведении.





оригинальный адрес статьи