Театральная компания ЗМ

Пресса

9 марта 2013

Навигатор по афише

Екатерина Дмитриевская | «Экран и сцена»

Фестиваль вступает в самую ответственную стадию: конкурсный блок всегда существует в напряженном режиме. Часто при выборе нужно определиться – какое название, театр, город, жанр следует предпочесть. По традиции «Экран и сцена» обращается к членам Экспертного совета с просьбой прокомментировать афишу и обратить внимание наших читателей на те спектакли, которые, на их взгляд, представляют особый интерес.

Ирина ХОЛМОГОРОВА
Завидую нынешним экспертам «Маски», изучающим сезон 2012–2013 гг.! Им повезло больше. У нас сезон был не из очень удачных.

Что стоит не пропустить на «Маске»? Если исключить Москву, спектакли которой известны и без наших рекомендаций, то остается не так уж много. Петербургская «Гедда Габлер» в постановке Камы Гинкаса тоже уже москвичам ведома, но если кто-то пропустил – посмотрите. Эта удачная работа режиссера и художника Сергея Бархина того заслуживает. Рядом с классиками нашей сцены – молодые, как и должно быть. В минувшем сезоне это уже вовсе не Кирилл Серебреников, а прежде всего – Дмитрий Волкострелов. Если хотите попытаться понять стилистику новой режиссуры – посмотрите в петербургском ТЮЗе волкостреловскую «Злую девушку» по «сценарию» Павла Пряжко: самое, на мой взгляд, внятное из всех высказываний этого режиссера в прошедшем сезоне.

В провинции: Ярославль и Воронеж. В Ярославле – «Без названия» по чеховскому «Платонову» Евгения Марчелли. Спектакль неровный, но с блестящей – среди хороших – актерской работой Виталия Кищенко. Не в каждом столичном спектакле есть такой актер! В Воронеже – «Дураки на периферии» по Андрею Платонову в постановке Михаила Бычкова. Ощущение платоновского стиля – безусловное.
Елена ГЕРУСОВА
Идеальный вариант – смотреть на «Маске» все спектакли, поскольку именно сводная афиша превращает отдельные репертуарные события в тренд сезона.

Но если нужно выбирать, то, пожалуй, нельзя пропустить спектакль Театра.doc «Двое в твоем доме». В нем нет агитации и пропаганды, в нем нет прямого гражданского высказывания, и вместе с тем, это очень сильный политический спектакль. Только вот политика в нем уведена из идеологической плоскости на глубокий, почти физиологический, уровень драмы личной несвободы. Несмотря на камерность событий – действие происходит в тесной квартирке тихого, интеллигентного оппозиционера, речь о подавлении личности государством. Рассказывающие об этом спектакле часто упоминают «стокгольмский синдром», позицию лояльности к угнетателям. Отношения между «тюремщиками на дому» и хозяевами квартиры и впрямь складываются то враждебно-вежливыми, то вынужденно дружелюбными. Но говорит спектакль как раз о том, что лояльность – самообман, потому что со стороны власти – лояльности нет. И если ты позволишь себе чуть больше, чем нравится режиму, твое личное пространство может быть с пугающей легкостью нарушено, в твой дом могут явиться чужие люди со своими тапочками и казенными пистолетами. И существуя бок о бок с ними, ты перестанешь быть хозяином собственной жизни. При всей серьезности и остроте заданной темы «Двое в твоем доме» – работа не только очень точная и при сюжетном хэппи-энде социально трагическая, но и очень остроумная, отмеченная убедительным актерским ансамблем. В основе сюжета реальная история домашнего ареста литератора Владимира Некляева, кандидата от оппозиции на президентских выборах в Белоруссии в 2010 году. Эту роль в Театре.doc, кстати, играет драматург Максим Курочкин.
Нельзя пропустить и «Пристань». Это блистательный экзамен знаменитой актерской школы. Римасу Туминасу удалось постановку к 90-летию Театра имени Вахтангова, собранную из сцен из разных произведений, превратить в спектакль большого стиля. В каждом из отрывков центральные роли играют знаменитые вахтанговцы, и столь живо и ярко их искусство, что как-то не хочется называть их старейшинами труппы, хотя таковыми они и являются. В ряду великолепных работ два совершенно виртуозных и удивительно разных полюса искусства театра возникают в сценах Юрия Яковлева и Галины Коноваловой по бунинским рассказам.

Галина Коновалова – даже старше cвоего, отмечающего юбилей театра, играет в «Благосклонном участии» так отточено и с таким беспощадным куражом, что про знаменитую иронию, да и про всю технику и философию вахтанговской школы понимаешь больше, чем мог узнать из ранее виденного и прочитанного.

Роль Юрия Яковлева хотя и может быть описана в рациональных категориях, но в гораздо большей степени представляет чистую магию театра. Своего героя в «Темных аллеях» поистине великий актер играет с безукоризненной простотой и передает такую чистую печаль, такую щемящую мудрость в отношении уходящего времени своей жизни и что-то еще, такое пронзительное, такое общее, человеческое, что все мы чувствуем, но не можем выразить. А Юрий Яковлев может.

Ксения АИТОВА
«Золотая Маска», все прирастающая новыми программами, теперь настолько многогранна, что можно составлять спис-ки рекомендаций для зрителей с разными пристрастиями: для поклонников авангардного театра, для консерваторов, для любителей классического материала в нестандартной подаче и т.д. В первую очередь хочется выделить спорное и новое – то, что расширяет границы нашего понимания театра. Хотя вряд ли можно назвать «спорным» спектакль Хайнера Геббельса «Вещь Штифтера», проходящий под грифом «Легендарные спектакли и имена». И все равно неожиданно будет увидеть постановку, обошедшуюся без помощи актеров, одними бассейнами и развороченными пианино.

А вот вокруг спектаклей Дмитрия Волкострелова копья ломаются по-прежнему – сходите, посмотрите и составьте собственное мнение. Волкострелов – персона ушедшего сезона, на «Маске» его много, и сложно сказать, какая из его постановок белорусского драматурга Павла Пряжко радикальнее – 15-минут-ный «Солдат» или часовой спектакль «Я свободен», на котором сам режиссер перелистывает 535 спроецированных на экран фотографий, постепенно складывающихся в высказывание. На привыч-ный нашему глазу театр больше всего похожа его «Злая девушка» по пьесе Павла Пряжко – о молодых героях нашего времени, о том, что повседневная жизнь состоит не из «больших» событий.
Или, к примеру, Константин Богомолов, тоже выдвинувшийся в «радикалистов» первого ряда. Как человек самарский не могу не рекомендовать Розу Хайруллину в роли Лира. Своего бесполого, облеченного властью героя, то тепло-человечного, то ребячливого, то равнодушно-жестокого, Роза играет, как всегда, виртуозно. Смотреть богомоловского «Лира» непросто – он иногда слишком «головной», напичкан цитатами и отсылками, раздроблен... Но это изобретательно придуманный спектакль, и в нем есть те мысли, над которыми хочется думать. В конце концов, кто сказал, что театр должен быть удобен и приятен?

Стоит пойти на читки в программе «Новая пьеса» – на зарубежную драматургию («Перепост») и нашу («Конкурс конкурсов»). Посмотрите оперу «Марево» арт-группы «ПровМыза», попавшую одновременно в «Маску Плюс» и в номинанты «Инновации», государственного конкурса в области современного визуального искусства. Ну а старые проверенные имена вы и так знаете, на них тоже стоит сходить.

Алексей ГОНЧАРЕНКО
Последний раз премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол» вручалась в 2009 году. Потом либо экспертный совет никого не мог выделить в слаженном ансамб-ле спектакля, либо жюри не считало возможным отметить достойного. Надеюсь, Светлану Дорожко и Андрея Нечаева минует подобная неловкая ситуация, и кто-то из них обязательно поднимется на сцену во время Церемонии. Нечаев играет моноспектакль «Снеговик» в музее Театра кукол имени С.В.Образцова и делает это безупречно по отношению и к куклам, и к маленьким зрителям. Дорожко исполняет заглавную героиню в спектакле «Русалка Света из деревни Перемилово» театра «Кукольный формат» частично под фонограмму, но продолжительную сцену она с куклой на низкой ширме импровизирует со зрителями, остроумно и тактично – так ее персонаж ищет себе жениха. Дорожко стала сорежиссером спектакля и соответственно сономинантом вместе с Анной Викторовой. Таким образом традиция «Золотой Маски» замечать молодых режиссеров-кукольников, к счастью, остается неизменной.
В драме хочется выделить, прежде всего, работы молодых и, что важнее, для молодых. Впервые после долгого перерыва прозвучал ТЮЗ имени А.А.Брянцева, на суд жюри будут представлены сразу два спектакля коллектива, который дистанционно, но успешно возглав-ляет Адольф Шапиро. Поколение тридцатилетних работает самобытно и уверенно. В «Злой девушке» – первом столь многонаселенном спектакле Дмитрия Волкострелова – театр осваивает новый театральный язык, в постановке «Ленька Пантелеев. Мюзикл» Николая Дрейдена и Максима Диденко существует на стыке жанров. Важен в петербургской театральной афише и спектакль «Антитела» – опыт документального театра, на который решился «Балтийский дом». Сегодня столичного зрителя трудно удивить острой темой, работой с камерой и проекцией снятого тут же на сцене материала, однако молодая публика «Антител» долго не решается аплодировать после спектакля. Задуматься заставляют в первую очередь актерские работы, каким-то невероятным образом совмещающие достоверность переживания и строгий аналитический взгляд со стороны на своих противоречивых персонажей.

Еще один спектакль-номинант, о котором нельзя не сказать, – «Софокл. Эдип, тиран», его поставил и оформил в Саратовском ТЮЗе Маттиас Лангхофф. Это пример европейского стильного интеллектуального театра, приемы и средства которого не без труда освоила труппа. В то время как одна из многочисленных премьер ТЮЗа имени Ю.П.Киселева – впервые в истории старейшего театра для детей в России – признана среди лучших в сезоне, директор театра, его «вечный двигатель», Валерий Райков уволен без объявления причин. Новый лидер пока не назначен.
Дмитрий АБАУЛИН
19 марта – «Свадебка». Пермский театр оперы и балета в этом году стал одним из главных героев «Золотой Маски». В конкурсную программу вошли две любопытных оперных постановки, программа одноактных балетов «В сторону Дягилева» и один абсолютный шедевр – «Свадебка» в хореографии Иржи Килиана. Музыка Стравинского звучит в исполнении первоклассных оперных солистов и оркестра под управлением Теодора Курентзиса.
7 апреля – «Кукушки». Петербургская танцевальная труппа «Каннон Данс» поставила неожиданно трогательный и остроумный спектакль, посвященный женщинам в поисках счастья.
13 апреля – «Диана Вишнева: Диалоги». Предыдущий сольный проект Дианы Вишневой «Красота в движении» выиграл «Золотую Маску» в 2009 году. «Диалоги» выстроены с тем же изяществом и вкусом, достаточно назвать имена хореографов: Марта Грэм, Джон Ноймайер, Пол Лайтфут и Соль Леон.




оригинальный адрес статьи