Театральная компания ЗМ

Пресса

12 марта 2013

Зря вы не купили кеды

Ольга Егошина | «Новые известия»

Спектакль «Кеды» – совместный проект лаборатории «ОN.Театр» и «Этюд-театра». Официальная премьера состоится в Санкт-Петербурге. А в Москве прошли предпремьерные показы работы уже заявившей о себе молодой команды выпускников Вениамина Фильштинского.

Пьеса «Кеды» вполне могла иметь подзаголовком что-то вроде «Один день из жизни молодого человека», которые так любили в застойные годы. Любовь Стрижак строит пьесу по лекалам давно опробованным и безотказным, наподобие того, как фотографы иногда просят всунуть голову в полотно, изображающее всадника или живописную группу.

В одной из первых сцен спектакля отчим сообщает главному герою Грише: «Я в твои годы работал на двух работах и уже имел двух детей»… Этот расхожий упрек сразу выстраивает вереницу упреков, которые из века в век старшие бросают младшим. Во все временя родителям казалось, что их дети неправильно живут и неправильно одеваются. Отец отчима Гриши наверняка в свое время говорил ему нечто похожее, а тому – его отец… В общем, как заметил 4 тысячи лет назад один древнеегипетский жрец, «наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалек».

Герои Стрижак много философствуют о конце мира вполне в духе того жреца. И что особенно приятно – в зале находятся не только юные души, которые этому верят, но и умудренные тетеньки-критики, которые всерьез считают, что найден новый герой, новый конфликт и пойман самый нерв нашей жизни. На самом деле пьеса, явно написанная, чтобы показать, насколько поколение 1990-х отличается от отцов и дедов, умилительно доказывает, насколько сегодняшний хипстер на них похож…

Хипстер Гриша – Филипп Дьячков (как в свое время рокер Миша, а еще раньше стиляга Гоша) одет принципиально не так, как считают нужным его родители, и сильно обижается, почему они не понимают его вкусов. Его оскорбляет бейсболка, купленная отчимом, и доводит до слез футболка, на которой заботливая мама заштопала все модные прорехи… Он не принимает дурацких установлений общества вроде необходимости зарабатывать на жизнь или жениться на своей девушке. Но при этом искренне мечтает, что когда-нибудь появится кто-нибудь или что-нибудь, за что не жалко отдать жизнь.

Вот у друга Саши появилась любовь, и он хочет жениться. А у друга Миши – приглашение в Амстердам учиться музыке. А у него – пока никого и ничего. Лис из Антуана де Сент-Экзюпери был уверен, что настоящая жизнь начинается именно с потери свободы и обретения кого-то или чего-то, что для тебя станет самым важным. А пока этого важного нет, можно отправиться покупать кеды или искать золотое руно по примеру древнегреческих оболтусов. Главное – вырваться из дому, а там мир предложит свои приключения.

И действительно, за полтора дня происходит многое. Герой успевает подраться с начальником и поругаться с его дочкой. Подарить нелюбимую бейсболку детдомовцу. Поговорить по телефону с приехавшим папой и на середине фразы нажать кнопку «отбой». Узнать, что один друг – Миша – уезжает в другую страну и, похоже, очень надолго. А другой друг – Саша – женится на девушке Кате, а она при этом ждет его, Гришиного, ребенка…

И как реагировать на все эти события жизни не очень понятно. Можно напиться (что герой и делает). Можно начать философствовать (что герой пробует). Можно попытаться покончить с собой (разогнавшись на велосипеде, Гриша таранит полицейский автозак, который сейчас в пьесах попадается столь же часто, как и в жизни).

Герои Любови Стрижак часто начинают вещать от лица поколения, от какого-то загадочного «мы» («Мы – поколение страха»). Но к чести питерских артистов и режиссера Алексея Забегина, все эти дурновкусные пафосные сентенции, которые так любят сентиментальные критики, произносятся как бы в кавычках, как цитата из пошлой газеты или еще одна строчка из песни. В питерской постановке герои пьесы увидены без придыхания, глазами умными и насмешливыми. Молодая команда создателей спектакля явно знает, как одеваются, общаются, какую музыку слушают и проводят время их ровесники – Гриша, Миша, Саша, Катя, Кристина. Но так же точно знают о жизни и что-то другое, более важное. Например, радость все это сыграть…



оригинальный адрес статьи