Театральная компания ЗМ

Пресса

12 апреля 2007

Страсть как ритуал

Ольга Егошина | Новые известия

Якутский «Саха-театр» имени Ойунского привез в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», созданный почти исключительно силами прекрасного пола. Молодой режиссер Сюзанна Ооржак выбрала «самую женскую пьесу» мирового репертуара и, заняв в спектакле восемь актрис труппы, создала представление-танец на тему любви и смерти.

Оставшаяся незаконченной из-за смерти драматурга пьеса «Дом Бернарды Альбы» считается третьей частью испанской трилогии Гарсиа Лорки. В первой пьесе – «Кровавая свадьба» – рассказывается о невесте, сбежавшей в свадебную ночь с возлюбленным. В трагедии «Иерма» повествуется о жене, которая никак не может зачать от своего мужа, и решается на его убийство. Наконец, в «Доме Бернарды Альбы» драматург создает женское царство – бабушка, мать, пять дочерей и служанка живут в полной изоляции. Сам поэт уверял, что толчком к созданию драмы послужили впечатления детства: рядом с домом его семьи был закрытый двор, куда ему – ребенку запрещалось заходить и где замкнуто жила старуха со своими дочерьми. Любопытный, как все дети, Лорка нашел выход: он подглядывал за соседним двором, спрятавшись у высохшего колодца, но видел только шелест и движения теней по двору, озаренному беспощадным испанским солнцем.

Чувства в испанском цикле Лорки также не знают оттенков: либо безоглядная любовь, либо столь же безоглядная ненависть. Как мужчина, не слишком интересующийся женщинами, Лорка явно преувеличивал зависимость слабого пола от пола сильного и бешенство подавленных девичьих желаний. Появление жениха у самой некрасивой из дочерей становится детонатором взрыва. Роль властной, деспотичной матери-надсмотрщицы Бернарды была специально написана для великой испанской трагической актрисы Маргариты Ксиргу.

Пьеса с восемью женскими разновозрастными ролями (от двадцати до восьмидесяти), естественно, востребована в театрах, где силен женский состав. И – по традиции – роль самой Бернарды играет прима труппы. В «Саха-театре» роль Бернарды играет Степанида Борисова.

Молодой режиссер Сюзанна Ооржак прочла кровавую драму Лорки как своего рода либретто трагического танца. Каждому эмоциональному всплеску героинь найден четкий пластический эквивалент. Дочери Бернарды то застывают черными изваяниями, каждая рядом со своим стулом с высокой спинкой, то выплескивают эмоции в чувственном фламенко. Они сплетают из своих шалей фигуру мужчины и дразнят ею заневестившуюся толстуху-сестру. Рассевшись за длинным красным столом, они синхронно подносят ко рту ложки и так же синхронно резко опускают их.

Художник Михаил Егоров создал лаконичное оформление спектакля: черно-белый задник, красная доска-стол, черные стулья. На сцене живут только три цвета: черный – цвет траурных платьев и кружевных накидок, белый – цвет невестиных кружев и нижних ночных сорочек, красный – цвет шалей.



Сюзанна Ооржак и актрисы «Саха-театра» внесли в кровавый мир испанской драмы ритуальность восточного театра, условные способы выражения страстей театра Но. Перипетии драмы Лорки в якутском театре напоминают строгое чередование танцевальных фигур. В финале Бернарда застывает, потрясенная известием о самоубийстве младшей дочери, и начинает ритуальный заупокойный плач. Прекрасный голос заполняет зрительный зал, но мелодия сдерживает и гармонизирует боль и горе.

Графичный, изящно выстроенный спектакль «Дом Бернарды Альбы» показывает прекрасную школу молодого режиссера, ее верность традициям и умение выстроить внятный сценический сюжет.


оригинальный адрес статьи