Пресса
Сталин, правитель Фив
Александра Машукова | Газета «Ведомости»Конкурсная программа драматических спектаклей начинается на «Золотой маске» 20 марта. «Пятница» традиционно рекомендует постановки, которые привозят на фестиваль из других городов — на этот раз большинство из Петербурга.
«Гедда Габлер»
Спектакль Камы Гинкаса в Александринском театре номинирован на премию в шести категориях, в числе которых и лучшая женская роль. Гедду сыграла Мария Луговая, недавняя выпускница петербургской театральной академии, и рисунок роли Гинкас предложил ей необычный. Ее Гедда — типичная «плохая девчонка»: расхаживает по дому в черном белье, с одноклассницей Теа у нее, оказывается, был роман, и идеей смерти она одержима совершенно как подросток. Получается спектакль о разрушительной силе юности, которая катастрофически плохо понимает и себя, и мир вокруг и знает лишь, что умереть молодым — это, как говорит Гедда, красиво.
20-21 марта, на сцене МТЮЗа
«Злая девушка»
Среди номинаций этого спектакля петербургского ТЮЗа им. Брянцева — «лучшая работа режиссера». Идти на «Злую девушку» стоит тем, кто интересуется экспериментами Дмитрия Волкострелова, модного молодого постановщика, который старается разрушить зрительские представления о традиционном театральном зрелище. Как и в других спектаклях Волкострелова по текстам Павла Пряжко, событий здесь происходит немного, а те, что есть, незначительные. «Злая девушка» Оля попадает в компанию молодых людей — вообще-то совершенно обычных: они слоняются без дела, болтают, читают книжки, смотрят кино — все это в стерильно-узнаваемой икеевской обстановке. Зритель волен воспринимать происходящее как лабораторную работу по освоению новой драматургии, намеренно лишенной внятного сюжета, или же как попытку режиссера рассказать о своем поколении.
4 апреля, 16.00 и 20.00, в помещении Школы Photoplay
«Антитела»
Cпектакль петербургского театра «Балтийский дом» номинирован как лучшая постановка малой формы, хотя тема подростковых войн и молодежных группировок, затронутая в нем, большая и сложная. В основе спектакля Михаила Патласова — реальная трагедия: в 2005 году на улице был убит студент философского факультета, антифашист Тимур Качарава. В «Антителах» звучат фрагменты интервью с его мамой, девушкой и друзьями, следователем и членами фашистских и антифашистских групп, с охранником магазина, на глазах которого все произошло. Действие разворачивается в тюрьме, больнице, студенческой аудитории, а кадры кинохроники на экране чередуются с крупными планами актеров.
4 и 5 апреля, на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета
«Лир»
Появившись на сцене питерского театра «Приют комедианта» в 2011 году, спектакль Константина Богомолова вызвал настоящий скандал, разделив публику на сторонников и противников. Однако и те и другие склонны были отдавать должное актрисе Розе Хайруллиной, сыгравшей в спектакле Лира. Теперь она номинирована на «Золотую маску» (другие номинации — «лучший спектакль малой формы» и «лучшая работа режиссера»). Судя по всему, именно ее Лир, спятивший кремлевский тиран (действие перенесено в СССР 30-40-х годов ХХ века), с неподвижным лицом, говорящий тихим голосом, лучше всего выражает мысль режиссера о том, что апокалипсис уже наступил и все мы живем после конца времен.
5 апреля, на сцене ТЦ «На Страстном»
«Август. Графство Осейдж»
Спектакль Марата Гацалова в новосибирском «Глобусе» идет на Малой сцене. Зрители сидят вокруг помоста, который художник Алексей Лобанов (номинированный за эту работу на «Золотую маску») заставил множеством вещей — старой мебелью и техникой, пачками журналов, камнями. А также настольными лампами, которые высвечивают из темноты членов большого семейного клана, без устали выясняющих отношения, и делают их похожими на призраков. Пьесу написал американец Трейси Леттс — однако надрыв, с которым происходит этот сеанс взаимного уничтожения, скорее российский.
9-10 апреля, на «Сцене под крышей» Театра им. Моссовета
«Софокл. Эдип. Тиран»
Знаменитый немец Маттиас Лангхофф, впервые поставивший спектакль в России, будет претендовать на «Золотой маске» на звание лучшего режиссера и художника. Сценографию к своей версии пьесы Хайнера Мюллера в Саратовском ТЮЗе им. Киселева он придумал сам. Как и положено, действие этой истории разворачивается в Фивах — только это странный город: в нем горит неоновая вывеска кинотеатра «Орленок», на дверях дворца можно увидеть пятиконечные звезды, а на стене дома — плакат с портретом Сталина и надписью «Лай» (это, напомним, имя правителя Фив и отца Эдипа). В городе эпидемия чумы — трупы людей и животных сваливают на обочинах дорог, а Эдип появляется в сопровождении дезинфектора.
15 апреля, на сцене МТЮЗа
К нам едет Геббельс
В цикле «Легендарные спектакли и имена» в этом году имя одно, но громкое: немецкий режиссер-экспериментатор и композитор Хайнер Геббельс. Покажут его спектакль «Вещь Штифтера». В нем нет актеров — звучат лишь закадровые голоса, произносящие текст австрийского писателя-романтика Адальберта Штифтера, музыка, шорохи, бульканье. Булькает темная жидкость в бассейнах, музыку извлекают механические пианино, а по пустой сцене мечутся лучи света.
22-24 марта, на сцене «Школы драматического искусства»
оригинальный адрес статьи