Театральная компания ЗМ

Пресса

20 марта 2013

«Гедда Габлер» – спектакль-фаворит Золотой Маски»

Щербинина Анна | Радио «Вести FM»

Александринский театр привез в Москву "Гедду Габлер". Спектакль по пьесе Генрика Ибсена покажут сегодня и завтра на сцене Московского ТЮЗа в рамках фестиваля "Золотая Маска". Постановка столичного мэтра Камы Гинкаса для петербургского театра номинирована на высшую национальную премию сразу в пяти категориях: за лучшую работу режиссера, женскую роль, роль второго плана, работу сценографа и работу художника по свету. Чем "Гедда Габлер" так поразила жюри "Золотой Маски", рассказала корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Щербинина.

Гедда Габлер для театральных актрис - как Гамлет для актеров. Сухая, нервная, непримиримая, бесконечно несчастная, но настолько свободная, что готова умереть за эту свободу. Такой Гедду изобразил великий норвежский драматург Генрик Ибсен и такой ее представил зрителям режиссер спектакля-фаворита "Золотой маски" Кама Гинкас. По его мнению, Гедда - не просто яркий персонаж, она - символ перемен, которые происходили в обществе в то время:

"Гедда - это женщина, которую Ибсен знал, и которая свернула ему голову. И он не понимал, как с ней быть. Потому что все мы - нормальные, цивилизованные люди, и мы существуем в нормальных, цивилизованных рамках. Это помогает нам сосуществовать. В то время появились персонажи, в первую очередь, женщины, которые стали ломать эти рамки".

Для буржуазного общества конца XIX века женщины вроде Гедды - независимые, резкие, не заботящиеся о том, что окружающие о них думают, были явлением из ряда вон выходящим. Но сегодня, казалось бы, никого не удивишь сильным женским образом. Так почему же Гедда Габлер до сих пор остается таким притягательным и загадочным персонажем? Все дело в том, что она выходит не только из социальных рамок, но из рамок, поставленных природой. Гедда убивает себя и своего нерожденного ребенка, чтобы не потерять свою индивидуальность, считает Кама Гинкас:

"Она не хочет считаться ни с чем, включая свою природу, и это делает ее трагическим персонажем на уровне Медеи, потому что она бросает вызов природе. Если она бросает вызов только пошлым, мелким мещанам, то это просто такой социальный тип. Но она бросает вызов природе и погибает, потому что, конечно, природа сильнее".

Впервые Гинкас поставил "Гедду Габлер" 30 лет назад на сцене театра имени Моссовета. Тогда Гедду играла Наталья Тенякова, а ненавистного ей мужа - Сергей Юрский. Для постановки в Александринском театре Гинкас выбрал на главную роль одну из самых молодых артисток труппы - Марию Луговую. Ее Гедда - сухая, холодная и убийственно красивая в своей вызывающей наготе - живет в стеклянном доме-аквариуме, где все искусственно, кроме нее. Гедда, не дрогнув, посылает на смерть любимого мужчину, сжигает дело его жизни - рукопись научного труда, лишает мужа жены и будущего сына. И все-таки зритель не может отделаться от мысли, что жертва здесь именно она. Получится ли у жюри "Золотой маски" пожалеть эту Гедду, мы узнаем 16 апреля, когда в Москве объявят лауреатов премии.



оригинальный адрес статьи