Театральная компания ЗМ

Пресса

25 марта 2013

«Золотая Маска»: лучшее со всей России

Алла Шендерова | Журнал «Ваш Досуг»

Понятие «театральная провинция» потихоньку уходит в прошлое. На этой неделе в афише «Маски» — лучшие спектакли со всей России.

«Ленька Пантелеев. Мюзикл»

ТЮЗ им. Брянцева (Санкт-Петербург)
2 апреля , в Театре им. А.С. Пушкина

Для начала — Питер. Отдохнуть от невеселых мыслей можно на мюзикле питерцев Максима Диденко и Николая Дрейдена. Слово «мюзикл» в названии — гарантия легкости, но не синоним легковесности. Взяв за основу историю про Леньку Пантелеева — короля питерских притонов послереволюционных лет, — драматург Константин Федоров перелицевал на русский манер «Трехгрошевую оперу» Брехта. Чего авторы спектакля и не скрывают: в зале оказывается подсадная утка — «гнилой интеллигент», прерывающий действие криками о том, что здесь «обкрадывают Брехта». На самом деле никто никого не обокра л —с тараниями художника Павла Семченко действие решено в эстетике конструктивизма, а артисты лихо и весело имитируют экспрессионизм и большой стиль физкультпарадов. Лучше всех — молодой Илья Дель, играющий Леньку не столько разбойником, сколько поэтом и философом. Он вместе с режиссерами и художником номинирован на премию.

«Лир»
Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург)
5 апреля, в ТЦ «На Страстном»

Питер, как всегда, конкурирует с Москвой, а режиссер Богомолов — с самим собой. Дело в том, что в афишу фестиваля попали сразу два его спектакля: «Лир» из питерского «Приюта комедианта» и «Год, когда я не родился», поставленный в «Табакерке». Справедливости ради поясним, что «Лир» рассчитан на малую сцену, а «Год...» играют в МХТ, однако шансы режиссера таким образомвсе равно удвоились. «На трибуну поднимаются Король Лир, председатель общества «Молодая лира» Корделия Лировна Лир, маршал Георгий Максимиллианович Альбани, его жена Гонерилья Лировна Альбани, генерал Семен Михайлович Корнуэлл и другие...» — примерно так начинается «Лир». Этот причудливый орнамент, вышитый по канве шекспировского сюжета, — самый тонкий и сложносочиненный спектакль Богомолова. Место действия перенесено из средневековой Англии в довоенный СССР. Больной раком Лир (Роза Хайруллина) заседает в Кремле, решая, как разделить владения между тремя дочерьми и матеря немецкого посла Заратустру, который решился взять в жены Корделию. Окружение Лира носит имена деятелей сталинской эпохи, Заратустра изрекает стихи Ницше, придворный поэт зовется Самуил Яковлевич Глостер... Богомолов верен себе: его спектакль, как и прежде, напоминает слоеный пирог. Самый глубокий слой — для интеллектуалов, знающих тексты Ницше, слой повыше — для любителей политических аллюзий. Самый верхний — для театралов, способных оценить виртуозно придуманный и сыгранный фарс, в котором все мужские роли отданы женщинам и наоборот.

«Без названия»
Театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль)
8 апреля, в Театре им. Вл. Маяковского

Старейший российский театр привозит на «Золотую маску» раннюю, незаконченную пьесу Чехова (многие знают ее под названием «Платонов») в постановке Евгения Марчелли, чьи спектакли регулярно номинируются на «Маску». Пару десятилетий назад в Калининграде Марчелли уже ставил эту пьесу, которую в отличие от многих считает самой интересной из чеховских драм. Но если в прежней его постановке Миша Платонов был юн, одержим жаждой покорить весь мир, то нынешний герой заметно постарел. Теперь он заранее знает, чем закончится любой роман, отчего вся история (напомним, что в пьесе на героя претендуют сразу три, а то и четыре дамы) превращается в фарс. А в поведении Миши отчетливо заметна тяга к самоубийству.Строчка Владимира Высоцкого «Чую с гибельным восторгом — пропадаю, пропадаю!» — это про Платонова–Кищенко. По слухам, актера уже приглашают работать сразу несколько московских театров.

«Путешествие Алисы в Швейцарию»

Театр драмы им. А.С. Пушкина (Красноярск)
1, 2 апреля, в Театре им. Моссовета

Один из любтимых учеников Петра Фоменко (выпускник того самого курса, из которого два десятилетия назад возникла «Мастерская»), а ныне худрук Красноярской драмы Олег Рыбкин поставил пьесу Лукаса Бэрфуса «Путешествие Алисы в Швейцарию» год назад, одновременно с московским Центром драматургии и режиссуры. По мнению экспертов, его спектакль дал фору московскому и попал в афишу «Маски». Это недлинная компактная постановка (номинация «Лучший спектакль малой формы») — рассказ о молодой женщине по имени Алиса. Узнав, что неизлечимо больна, она тайком от матери едет в швейцарскую клинику, чтобы договориться об эвтаназии — так Алиса хочет избавить себя и ухаживающую за ней мать от бессмысленных и неизбежных страданий. Однако врач отказывается произвести процедуру немедленно и дает пациентке время на раздумье. Сидя в двух шагах от зрителя, актеры начинают действие как читку, постепенно вживаясь в своих персонажей и все глубже, как в воронку, затягивая в эту историю зрителей. Однако ненужных сантиментов, криков и прочих сугубо театральных эффектов тут нет: хороший вкус этого спектакля напоминает, что Рыбкин недаром учился у Фоменко.





оригинальный адрес статьи