Театральная компания ЗМ

Пресса

29 марта 2013

Лучшие сцены провинциальной жизни

Роман Должанский | Журнал «Коммерсантъ Weekend»

Фестиваль "Золотая маска", вступающий в самые интенсивные свои две недели, по традиции предоставляет зрителям хорошую возможность заглянуть за пределы кольцевых дорог обеих культурных столиц. Конечно, сейчас гастрольные обмены между Москвой и так называемой "провинцией" уже не так скудны, как десять или даже пять лет назад, поэтому вынужденным монополистом "Маска" больше не является. И тем не менее представление о том, каковы были в прошлом сезоне главные достижения нестоличных театров (даже с поправкой на вероятную близорукость экспертного совета премии), получить можно именно на "Маске".

Помимо шанса увидеть интересные спектакли, это еще и возможность рассмотреть разные театральные стратегии. Взять, например, знаменитый новосибирский "Глобус" — у него уже много лет плодотворно сосуществуют большая и малая сцены. В принципе, модель понятная и не уникальная: в таких случаях на малой сцене творится искусство не для всех, туда и столичных критиков пригласить не грех, а большая распахнута навстречу вкусам широких зрительских кругов города-миллионника. От других театров, работающих по такому принципу, "Глобус" отличается тем, что удача посещает его в обоих пространствах, не только в камерном. Вот и на нынешнюю "Золотую маску" он приезжает с двумя спектаклями — большая сцена представлена мюзиклом "Алые паруса" в постановке режиссера Нины Чусовой и дирижера Алексея Людмилина, а малая — спектаклем по пьесе Трейси Леттса "Август. Графство Осейдж" в постановке Марата Гацалова.

Знаменитой пьесе лауреата Пулитцеровской премии Леттса в России повезло: ее поставили уже несколько именитых театров, в том числе московский Театр имени Маяковского. Но, пожалуй, именно в "Глобусе" состоялась самая интересная версия. Режиссер ушел от крепкого психологизма, к которому так или иначе склонялись при постановке этой семейной драмы другие режиссеры. Марат Гацалов прочитал пьесу как историю почти что мистическую, к чему Леттс действительно дает повод. Зрители рассажены по периметру полутемной камерной игровой площадки — и тяжелая атмосфера тяготеющего над домом проклятия словно сгущается от минуты к минуте длинного спектакля. В "Августе" несколько отличных актерских работ (в первую очередь, Людмила Трошина в роли хозяйки большого дома), но все частные судьбы словно помещены в некое губительное силовое поле, и кажется, что само пространство разрушает членов этой семьи. Когда ты понимаешь, что изображение на расставленных по дому мониторах лишь притворяется "прямой трансляцией", а на самом деле является самостоятельным, как бы параллельным, становится не по себе — будто это триллер.

Если новосибирский "Глобус" в лидерской группе российских театров находится давно, то Ярославский театр имени Волкова оказался в ней недавно, после десятилетий творческой спячки. Прорыв связан прежде всего со ставкой на режиссуру — в последние несколько сезонов театром руководит один из лучших режиссеров среднего поколения Евгений Марчелли. На сей раз он показывает свою версию чеховской "Пьесы без названия" — по мнению режиссера, "самой необработанной и потому горячей" из пьес Чехова. В этом спектакле переплетены мелодрама и трагикомедия, актеры не боятся играть в самых разных регистрах, лирика добывается из гротеска, и иногда кажется, что перед нами — сочинение кого-то из современных драматургов, мучительно ищущих нерв времени во взаимоотношениях обычных людей. Чтобы поставить такой спектакль в городе, где публики для неконвенционального театра катастрофически не хватает, нужна смелость — и хотя бы моральная поддержка столицы.
Есть, впрочем, у нас театры, которые не превращают классические тексты в современные, а настойчиво и твердо пропагандируют современную драматургию. Если в столице такая позиция может быть и простой данью моде, то в провинции она сродни подвигу. Один из последовательных энтузиастов — режиссер Олег Рыбкин, возглавляющий драматический театр в Красноярске. Иногда он выбирает пьесы, которые и в столицах ставят с оглядками и оговорками — а ну как оскорбишь чьи-нибудь тонкие чувства или просто отпугнешь зрителей, не желающих видеть жесткие спектакли на безжалостные темы. "Путешествие Алисы в Швейцарию" по пьесе швейцарского же драматурга Лукаса Бэрфуса — рассказ о женщине, решившейся на эвтаназию, чтобы освободить себя от физических страданий, а близких — от забот. Рыбкин сделал спектакль о чувствах и прагматизме в современной европейской цивилизации. Сам он скромно утверждает, что лишь "помог актерам найти способ существования в глубоком и точном, провокационном и искреннем тексте". Но, можно сказать, что благодаря отважным спектаклям по актуальным пьесам сам российский театр находит новый "способ существования" в сегодняшнем культурном пространстве.




оригинальный адрес статьи