Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2013

«История солдата» и «Кукушки» на «Золотой Маске»

Татьяна Кузнецова | Газета «Коммерсантъ»

"История солдата" попала в конкурс "Эксперимент" — это междисциплинарный проект "Платформы", объединивший московский ЦЕХ и танцкомпанию Club Guy And Roni из Нидерландов. Гай Вайцман и Рони Хавер, отвечающие за танцевальную часть, оценены отдельной номинацией — как хореографы. Для российского спектакля соавторам пришлось переработать уже существовавший танцтекст, поставленный ими в Голландии на музыку Стравинского. Потому что "История солдата", написанная композитором после Первой мировой по мотивам сказок Афанасьева, явно не годилась для российского проекта, задуманного как правдивый рассказ о ветеранах, вернувшихся с современных войн и пытающихся найти себе место в мирной жизни. Новую музыку к истории новых солдат написал Алексей Сысуев. Драматург Екатерина Бондаренко, опросив реальных участников боевых действий, превратила их воспоминания в документальный монолог — жесткий, горький, с ненормативной лексикой; его читает актриса Исакова с теми пацанскими интонациями, которые так идут красивым женщинам. Пятеро танцовщиков — Черт, два Солдата, Принцесса и ее двойник-Чертовка — пытаются придать жуткой военной правде высокохудожественное измерение. И все время на сцене молча сидит настоящий солдат — один из тех, которые умирали, убивали и могли быть убитыми. И которые вовсе не думали, что про это можно танцевать.


Номинант в разделе "Современный танец" — петербургские "Кукушки" танцкомпании "Каннон данс". "Кукушки" поставлены женщиной (Алисой Панченко), исполнены женщинами (восемью) и предназначены исключительно женщинам (неопределимого количества), поскольку трудно поверить, что какого-либо мужчину может заинтересовать проблема "поиска своего "ку-ку"", как обозначена тема спектакля в одном из анонсов. Безудержно веселясь и умеренно страдая, героини порхают в поисках самоидентификации под музыкальную окрошку от Чайковского и Моцарта до группы Apparat. Но только черствый взгляд увидит в этих существах "кукушек", готовых подбросить своих детей кому ни попадя, чтоб не мешали погоне за призрачным счастьем. На самом деле, считает хореограф Панченко, они сами — подкидыши. И, по ее уверениям, "процесс подбрасывания своей сути себе же, с последующим ее выталкиванием, будет захватывающим периодом, не лишенным глупостей, радостей и откровений".






оригинальный адрес статьи