Театральная компания ЗМ

Пресса

14 апреля 2013

Несколько дней на фестивале «Золотая Маска»

Екатерина Данилова | «Культура ВРН»

Девятнадцатый театральный фестиваль «Золотая Маска» - настоящий культурный марафон продолжительностью два с половиной месяца. На различных московских площадках в рамках фестиваля было показано несколько десятков спектаклей театров из России и из-за рубежа. Победителей назовут 16 апреля.
Увидеть все лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства – задача трудновыполнимая. Ощутить атмосферу большого праздника театра смог каждый, кому посчастливилось побывать на спектаклях московских и провинциальных театров, среди которых – Камерный театр из Воронежа.

Жюри придется сделать нелегкий выбор – работы на фестиваль отобраны яркие. Возможно, спорные, как спектакль театра-студии под управлением Олега Табакова «Год, когда я не родился», но неизменно незаурядные.

Режиссер Константин Богомолов основательно переработал известную пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря». После «Лира», поставленного в питерском театре «Приют комедианта» и тоже участвующего в конкурсе, к Богомолову в театральных кругах интерес особый. И режиссер его оправдывает. «Год, когда я не родился» соединяет театральные и мультимедийные приемы, протягивает логическую и временную линию между маразмом брежневского застоя и цинизмом олигархического капитализма. Используя телевизионные проекции, постановщик позволяет зрителям видеть все, что происходит не только на сцене, но и за ней – в других помещениях огромной квартиры высокопоставленного чиновника Степана Судакова (одна из самых значительных за последнее время работ Олега Табакова). За его личной драмой явственно проглядывает крах всей страны, ее идеологии и ценностей. И мы видим, как побеждают самые беспринципные. Судаков не вписался в новую действительность, зато это успешно сделали его более циничные и жестокие последователи. Поколение, прошедшее войну, еще сохранило какие-то нравственные ценности, но будущие хозяева страны, которым в семидесятые годы было по двадцать, этого рудимента лишены.
Спектакль «Без названия» Ярославского академического театра драмы имени Федора Волкова лишен политических аллюзий. Этот спектакль по ранней пьесе Антона Чехова, известной, как «Безотцовщина» и «Платонов», поставил режиссер Евгений Марчелли. Актер Виталий Кищенко, который претендует на победу в номинации «Лучшая мужская роль», играет, по словам режиссера, «сгусток мужской энергии, человека, обладающего каким-то невероятным магнетизмом, притягивающим все женщин». Как считает сам Марчелли, «Без названия» - «серьезная история о взаимоотношениях мужчины и женщины, о разрушающей силе любви. Эта тема и проблемы, связанные с ней, были, есть и будут всегда». В этом спектакле, близком по жанру к трагифарсу, громко звучит тема женской неудовлетворенности и мужской несостоятельности. Марчелли сознательно старит своего Платонова, чтобы его поиски смысла жизни выглядели более беспросветно. Спектакль показался мне значительным, ансамблевым (несмотря на явное лидерство блистательного Виталия Кищенко), изобретательным и совсем не провинциальным.

На победу в номинации «Лучший драматический спектакль малой формы» претендует постановка Новосибирского театра «Глобус» «Август: графство Осейдж» по пьесе Трейси Леттса. Спектакль, поставленный Маратом Гацаловым, новосибирцы показали на сцене «Под крышей» театра им. Моссовета. Надо отметить, что за пьесу «Август: графство Осейдж» американский драматург пять лет назад был удостоен Пулитцеровской премии. Она с успехом шла на Бродвее, получила широкую известность в мире. Пьеса многонаселенная. Автор предлагает подробную проработку каждого персонажа. И театр с успехом пользуется этим замечательным подарком. Режиссер погружает зрителей в атмосферу большой американской семьи, которая собирается вместе по трагическому поводу – исчез глава клана 69-летний Беверли Вестон. Спектакль отличается тщательной психологической проработкой каждой роли. Своей емкостью, точностью он вызывает уважение и немалый интерес. Постановщик помещает публику в эпицентр событий (действие происходит как перед глазами, так и за спиной зрителя). Неустроенность каждого персонажа умножается на общую неприкаянность и бессмысленность существования. Ложь, скандалы, одиночество, смерть…Рушатся не только устои конкретной семьи, но и современной цивилизации.
Очень сильное впечатление производит спектакль академического театра имени Евг. Вахтангова «Пристань», поставленный Римасом Туминасом к 90-летию этого прославленного коллектива. Прежде всего, обращает на себя внимание огромное уважение к театру, его корифеям. Первой мыслью после окончания спектакля, было: «Господи, спасибо за то, что Ты позволил мне это увидеть!». Мастерство, которое демонстрируют на сцене выдающиеся мастера, и сравнить-то не с чем. Без новомодных технических ухищрений и авангардных приемов режиссер и актеры Вахтанговского театра поднимают действо до заоблачных высот человеческого духа. Галина Коновалова, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Вячеслав Шалевич, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев, Людмила Максакова творят настоящее чудо. И ты понимаешь, что театр не может развиваться в отрыве от своей истории, традиции, «с чистого листа». И связь поколений живительна для любого театра. «Пристань» - гимн старому театру, который был и навсегда останется в памяти, в сердцах и душах.
На мой взгляд, кульминацией спектакля стал Юрий Яковлев в бунинских «Темных аллеях». Просто, бесхитростно он играет свой эпизод так, что потрясает до глубины души. Актер уходит в даль сцены, словно в бессмертие. В вечность, где всегда будет жить настоящее Искусство.

Подождем, что скажет жюри.



оригинальный адрес статьи