Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2013

«Золотая Маска-2013»: предсказуемое и неожиданное

Анна Банасюкевич, Елена Чишковская | РИА Новости

Церемония награждения национальной театральной премией "Золотая Маска" прошла на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Ведущий российский театральный фестиваль "Золотая Маска", ежегодно представляющий в столице лучшие спектакли прошедшего сезона, состоялся в девятнадцатый раз. В этом году фестиваль длился два с половиной месяца. Начавшись в конце января с показа конкурсных спектаклей в области музыкального театра и программы "Премьеры Мариинского театра в Москве", он продолжился в марте "Новой пьесой" и "Маской плюс", а завершился конкурсом в первой половине апреля. Всего в рамках "Золотой Маски" были показаны десятки спектаклей из России, стран Балтии, Польши, США, Финляндии.

В конкурсной программе приняло участие 57 спектаклей в области драмы, оперы, балета, кукольного театра и современного танца. Афиша конкурсной программы была сформирована экспертным советом (его драматический сегмент возглавляла критик Марина Давыдова, а музыкальный — Лариса Барыкина), а окончательное решение о победителях предстояло определить жюри. Судьбу драматических номинаций решала команда актеров, режиссеров и критиков под председательством худрука Александринского театра Валерия Фокина, а музыкальные спектакли оценивало жюри под руководством дирижера, худрука Таллиннской филармонии Эри Класа.

"Золотая Маска", несмотря на почти двадцатилетнюю солидную историю, продолжает набирать обороты — появляются новые спецпрограммы (например, в этом году презентовали "Институт театра", образовательный проект "Маски" и Центра им. Вс. Мейерхольда), растет количество номинаций. В этом году, например, впервые появилась номинация "роль второго плана" в драме, а общее количество номинантов составило 33.
Музыкальный театр



По традиции церемония вручения премии началась с объявления лауреатов оперетты и мюзикла. В отличие от прошлого года, когда ни один из номинантов в этой категории не был удостоен наград, нынешнее жюри решило раздать "Маски". Три главных приза достались мюзиклу "Бал вампиров" Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга. Он был признан лучшим спектаклем в номинации "Оперетта/ Мюзикл", а исполнители главных партий в этой постановке — Манана Гогитидзе и Иван Ожогин — получили "Маски" как лучшие исполнители. Остальные призы разделили региональные театры. Борис Мильграм стал лауреатом в категории "Лучшая работа режиссера в оперетте/ мюзикле" за спектакль "Алые паруса" пермского Театра-Театра, а лавры лучшего дирижера достались Алексею Людмилину за "Алые паруса" новосибирского театра "Глобус". Ни одной "Маски" не получили театр "Московская оперетта" со спектаклем "Фанфан-Тюльпан" и "12 стульев" новосибирского Театра комедии.

За мюзиклом и опереттой последовала опера. За "Лучшую женскую роль" заслуженную "Золотую Маску" получила Надежда Кучер, спевшая Медею в постановке MedeaMaterial Пермского театра оперы и балета. Лучшим певцом жюри признало Ильдара Абдразакова, сыгравшего сразу несколько ролей в "Сказках Гофмана" Мариинского театра. В режиссерском состязании лучшим судейская коллегия признала Дмитрия Чернякова, поставившего спектакль "Руслан и Людмила" на исторической сцене Большого театра. Его же работа художника в этом спектакле была признана лучшей в номинации "Художник в музыкальном театре". Пальма первенства среди дирижеров в опере досталась Теодору Курентзису за работу в спектакле Cosi fan tutte Моцарта Пермского театра оперы и балета. Чуть позже Курентзис еще раз вышел на сцену за "Маской" — тоже за "Лучшую работу дирижера", но уже в балете, за спектакль "Шут". В самой главной оперной номинации — "Лучший оперный спектакль" — приз, как и в прошлом году, достался Музыкальному театру имени Станиславского за постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" в режиссуре Кристофера Олдена.

Главной героиней балетной "Золотой Маски" стала Диана Вишнева и ее спектакль "Диана Вишнева: Диалоги", представленный петербургским Мариинским театром. Балерина дважды выходила на сцену, получив сначала свой индивидуальный приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце, а затем и "Маску" за "Лучший спектакль в балете". Приз за лучшую мужскую роль также отправился в Санкт-Петербург, но уже в Театр балета Бориса Эйфмана — ее для труппы заработал Олег Габышев, исполнивший роль Родена. Гай Вайцман и Рони Хавер получили приз за лучшую работу балетмейстера/ хореографа в балете и современном танце за "Историю солдата" проекта "Платформа", Международного центра танца и перформанса "ЦЕХ" и Танцевальной компании Club Guy and Roni. А лучшим спектаклем в современном танце стали "Едоки" московского Театра-студии современной хореографии.

Региональные театры были отмечены премиями за работу художников. Приз за лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре получила Ирэна Белоусова за "Графа Ори" Екатеринбургского театра оперы и балета, а лучшим художником по свету был признан Александр Мустонен за спектакль "Золушка" Музыкального театра Республики Карелия. Алексей Сысоев получил "Маску" за лучшую работу композитора в спектакле "Полнолуние" фестиваля "Территория".

По традиции жюри присудило и специальные премии. Одна досталась спектаклю "Игра о душе и теле" Детского музыкального театра имени Сац (спектакль был номинирован в нескольких категориях, но призов не получил). Также жюри наградило специальными призами два коллектива — Екатеринбургский театр оперы и балета, отметив переход на новый качественный уровень труппы в постановке оперы "Граф Ори", и Пермский театр оперы и балета за вечер балетов "В сторону Дягилева".

Драма

"Золотую Маску" в драме в этом году трудно было назвать предсказуемой — конкурс в номинациях "большая форма" и "малая форма" был достаточно напряженным.

Одним из главных вопросов, которым задавалась театральная общественность — получит ли "Маску" Константин Богомолов, номинированный дважды — за "Лира" ("Приют комедианта" и за "Год, когда я не родился" ("Табакерка"). Богомолов, чьи спектакли провоцируют настоящие баталии в профессиональном сообществе, "Маску" так и не получил — и тут только можно вспомнить, сколько лет жюри фестиваля не замечало существование Кирилла Серебренникова и его спектаклей. Жюри отметило спектакль Богомолова только в актерской номинации — Роза Хайруллина получила "Маску" за роль Лира. Актерские номинации, вообще, оказались достаточно интересными. Победителем в номинации "мужская роль" стал Виталий Кищенко, исполнитель роли Платонова в спектакле Ярославской драмы "Без названия" (режиссер Евгений Марчелли), "обыграв" здесь и Евгения Миронова, и Юрия Яковлева.

Еще одной интересной и очевидной тенденцией "Маски" стало особое внимание к спектаклям из провинции — за многие годы все как-то успели привыкнуть, что спектакли не из Москвы и не из Питера дополняют афишу, разбавляют монополию двух столиц, но награды не завоевывают, все-таки проигрывая в некоторых качествах, необходимых для победы. В этом году все поменялось — и лучшим спектаклем большой формы стал все тот же "Без названия" — сложный блестящий трагикомический фарс Евгения Марчелли по первой пьесе Чехова. А лучшим режиссером, и это, наверное, главная неожиданность "Золотой Маски"-2013, стал Марат Гацалов, постановщик спектакля "Август. Графство Осейдж" в новосибирском "Глобусе". При этом без "Масок" в основных номинациях остались "монстры": "Гедда Габлер" Камы Гинкаса, "Таланты и поклонники" Миндаугаса Карбаускиса, "Пристань" Римаса Туминаса, получившая спецприз. Еще один спецприз достался молодым авангардистам Дмитрию Волкострелову и Ксении Перетрухиной.

Достаточно смелое решение приняло жюри в номинации "спектакль малой формы", вручив "Маску" спектаклю из Петербурга "Антитела" — документальной истории об убийстве антифашиста Тимура Качаравы. Всегда важно, когда официальная награда достается спектаклю на "неудобную", больную тему.

Еще одним спорным моментом стало вручение "Золотой Маски" в номинации "Эксперимент" — без награды остался театр.Doc, а победителем назвали спектакль-перформанс "Полнолуние" фестиваля "Территория" в постановке Филиппа Григорьяна.








оригинальный адрес статьи