Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2013

Лучше меньше, да лучше

Ольга Егошина | «Новые Известия»

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко во

вторник были подведены итоги фестиваля «Золотая маска». Следующий год станет для «Золотой маски» юбилейным, рубежным. В течение девятнадцати лет фестиваль развивался под девизом: «Растем и распространяемся во все стороны». Каждый год увеличивалось количество номинантов. Прирастали мини-фестивали – «Легендарные спектакли», «Новая пьеса», «Маска плюс». В этом году фестиваль длился четыре месяца, а его программа перевалила за несколько сотен наименований.

Ставка на количество не могла не сказаться на качестве. Под шапкой «Лучших российских спектаклей» в Москву приезжает масса ну очень слабых работ (особенно это касается «Маски плюс» и «Новой пьесы»). Недаром «Маску» уже сравнивают с Черкизовским рынком, на котором среди блескучего-линючего товара легко растеряться.

Дело не в пристрастиях экспертов, но в общей установке. Отобрать пять качественных спектаклей – легко. Сто двадцать пять – почти невозможно, разве что снизив критерии ниже плинтуса.

«Маска» задумывалась как «профессиональная премия», и это обязывает. Критерии мастерства – единственное, чему должны соответствовать номинанты и участники фестиваля, претендующего быть главной «национальной профессиональной премией». Все очень устали от воинствующего дилетантизма во всех областях нашей жизни.

Повысить уровень требовательности необходимо и в отборе, и в процедуре. В прошлом году многие писали о порочности практики участия в жюри людей, работающих в том же театре, откуда и номинировался спектакль. Не обремененные избытком совестливости начинают продавливать своих, как это было в прошлом году. Другие, боясь даже тени предвзятости, оставляют за бортом реально лучшую российскую постановку, как это случилось с «Геддой Габлер».



Спектакль Камы Гинкаса, поставленный в Александринском театре, – безусловно, самый ансамблевый спектакль прошлого сезона. Но, увы, жюри, возглавляемое худруком Александринки Валерием Фокиным, наградило только художника спектакля Сергея Бархина. Хотя получившему приз за лучшую режиссуру Марату Гацалову еще наращивать и наращивать мускулы, чтобы превратить четыре приема, которые использованы в «Августе. Графство Оссейдж» (театр «Глобус») в триста тридцать четыре приема Камы Гинкаса.

Приз за лучший спектакль большой формы получил спектакль Евгения Марчелли «Без названия», а приз за лучшую мужскую роль – Виталий Кищенко, сыгравший Платонова (Театр имени Волкова).

Приз в малой форме получили питерские «Антитела» (театр «Балтийский дом»). Дебютной постановке Михаила Патласова достался также «Приз критики».

Лауреатами двух призов за лучшую женскую роль стали Светлана Немоляева (Домна Пантелеевна, Театр Маяковского) и Роза Хайруллина («Король Лир», театр «Приют комедианта»).

Спецпризом жюри награжден спектакль «Пристань» Вахтанговского театра. Весь зал встал, приветствуя шквалом аплодисментов на сцене легендарных Юлию Борисову, Галину Коновалову, Людмилу Максакову...

В музыкальном театре основная борьба развернулась в оперных номинациях, где соревновались одиннадцать спектаклей. Победителем вышел мастерский «Сон в летнюю ночь» (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Приз за режиссуру получил Дмитрий Черняков за «Руслана и Людмилу», а также – к некоторой обескураженности лауреата – приз за лучшую оперную сценографию.



Трижды выходил на сцену Теодор Курентзис, признанный лучшим дирижером в опере и в балете и получивший спецприз жюри за прорыв, который совершил Пермский театр оперы и балета. Курентзис выразил уверенность, что будущее куется на просторах российской провинции.



В балетной номинации фаворитом стала постановка «Диана Вишнева. Диалоги» (Мариинский театр).



По традиции кульминацией вечера стало вручение премий за честь и достоинство. Лауреаты года – Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Леонид Броневой, Роберт Стуруа, Иван Бобылев, Александр Белинский.



Фестиваль долго развивался экстенсивно: вширь и вдаль. Кажется, настало время сделать ставку на качество.



оригинальный адрес статьи