Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2013

Герои плаща и маски

Алиса Никольская | Журнал «Театрал»

На прошлогоднем фестивале раздел «оперетта/мюзикл» вызвал множество разговоров: в четырех номинациях не была присуждена ни одна премия. Обсуждался и список, где некого оказалось наградить, и возможные лауреаты, оставшиеся «за бортом» этого списка. Ситуация на самом деле странная: направление развивается весьма успешно, и в оперетте, и в мюзикле регулярно встречается много достойных работ. А история с ненаграждением словно бы опровергала это. К счастью, нынешний фестиваль с лихвой все исправил. Выбор спектаклей-номинантов впечатлил и порадовал, туда вошли не просто качественные, а значимые для процесса в целом работы. Разумеется, не все они одинаковы по уровню, но в этом и интерес. Кстати, любопытен тот факт, что на этот раз в списке практически только мюзиклы. А это значит, что жанр уверенно утвердился на отечественных подмостках, и вопрос «а существует ли российский мюзикл», уже ни у кого не возникает.



Вне конкуренции, безусловно, «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Спектакль, за неполные два сезона проката ставший знаковым явлением (к сожалению, это единственный спектакль-номинант, не привезенный в Москву – «Бал» согласно лицензионному соглашению, не может выезжать из Петербурга). Ставки, сделанные руководством театра на этот материал, оправдались на сто процентов. Чувственная, очаровывающая готическим шиком история, роскошная музыка Джима Стейнмана со сложными вокальными партиями, головокружительная пышность декораций и костюмов, невероятная энергетика действия приводят в восхищение. Такая удача, такое попадание бывает в театральном процессе крайне редко, и тем оно ценнее. Когда складывается все, от идеально подходящих на свои роли актеров до атмосферы города, накладывающей свой отпечаток на происходящее на сцене. И, несмотря на то, что «Бал» -- не оригинальная постановка, а перенос венской версии 2009 года, российский спектакль индивидуален по сути. Через зафиксированный, предельно жесткий рисунок, проступила своя история, великолепно сыгранная и спетая. В итоге «Бал» был награжден как лучший спектакль в жанре мюзикла, а артисты Иван Ожогин и Манана Гогитидзе получили премии за лучшие роли. И можно уверенно сказать, что у них просто не было конкурентов. Правда, жаль, что без награды остался дирижер Алексей Нефедов, сделавший большую и важную работу в спектакле. Его заслуга в успехе «Бала» очень и очень велика.



В список номинантов попали сразу две версии мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса». Примечательно, что оба спектакля были сделаны силами драматических театров – «Театра-Театра» из Перми и «Глобуса» из Новосибирска. Впрочем, и там, и там успешно практикуют постановки мюзиклов.




Пермские «Алые паруса» получили награду за лучшую режиссуру. Борис Мильграм сделал зрелище неожиданное и по смыслу, и по атмосфере. Мрачное, циничное, ирреальное. Выстроил на сцене мир страшный и безысходный, где не может быть ни любви, ни дружбы, ни каких-то светлых стремлений. Даже название в итоге звучит как насмешка. Удачно работает на атмосферу сценография Виктора Шилькрота – образная, многомерная (печально, что художник не был отмечен наградой). Правда, с актерскими работами, и, особенно, с вокалом в спектакле все совсем неоднозначно.


А новосибирским «Алым парусам» досталась премия за лучшую работу дирижера. Что справедливо: Алексей Людмилин мастерски работает с музыкой Дунаевского, делает звучание и узнаваемым, и оригинальным. И в целом спектакль весьма удачен: из показанных в процессе фестиваля он оставил самое яркое впечатление. Хорош и визуальный ряд: подробная, функциональная сценография, красивые костюмы. И сдержанная, точная режиссура Нины Чусовой. И прекрасные актерские работы. Даже странно, почему, например, в число номинантов не попала Мария Соболева, обладательница и впечатляющих внешних данных, и хорошего голоса, сыгравшая свою Ассоль романтичной и печальной, проходящей трудный путь от мечты до разочарования.



Без наград остались два спектакля: «Двенадцать стульев» Театра музыкальной комедии из Новосибирска и единственный московский номинант «Фанфан-тюльпан» Театра Оперетты. В первом случае это логично: работа откровенно скучная, не выдержанная по жанру (обозначение «мюзикл» совсем не соответствует стилю режиссуры и актерского исполнения: возникает чувство, что смотришь какую-нибудь среднестатистическую «Сильву»), невнятно решенная визуально. Хорошее впечатление производит только сыгравший Остапа Бендера Евгений Дудник, но больше фактурой и обаянием, нежели вокальными данными. А вот «Фанфана» немного жаль. Спектакль с оригинальным жанровым подзаголовком «опереттомюзикл» (и это не просто красивое словечко, а данность: здесь сделана попытка соединить исполнителей с разной манерой пения) получился ярким, динамичным и обаятельным. Удачная музыка Андрея Семенова и актерские работы заслуживают внимания. Но что поделаешь: количество наград ограничено, а конкуренты явно были сильнее.




оригинальный адрес статьи