Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2013

«Золотая Маска» - лицо компромисса

Ирина Шведова | Газета «Московская правда»

Прошла традиционная апрельская церемония вручения Российской национальной театральной премии "Золотая маска". Действо никак не могло поразить воображение гостей, впрочем, в последние годы организаторы явно стремятся к мировому тренду делать подобные церемонии максимально аскетичными.

Итоги конкурса для кого-то оказались предсказуемыми, кто-то усматривал в решениях жюри под предводительством "великого и ужасного" Валерия Фокина некую тенденциозность и даже предвзятость. Но недовольных, кажется, было не так уж много. Мне лично было обидно за Москву, потому что мнения зрителей, которые покупали билеты и добросовестно "отсматривали" конкурсную программу, естественно, никто не спрашивал. А это, по моему скромному мнению, главное, ради чего вообще существует театр. Интересно, руководствовались ли этим соображением экспертные советы при отборе спектаклей на конкурс? Например, знали ли, грубо говоря, что в кассе с билетами на тот или иной театральный опус?

Экспертам, конечно, досталось: они отсмотрели более 600 спектаклей! Конкурс получился репрезентативным, и все же не покидает ощущение, что большинство спектаклей из списка - олицетворение личных пристрастий критиков или просто компромисса. Прошедший театральный сезон весьма располагал к разбросу мнений. И "Золотая маска" явно решила пойти "впереди паровоза", демонстрируя, по мнению продвинутых критиков, "мейнстрим", который, если взглянуть более объективно, все же таковым не является. Например, лучшим режиссером прошедшего сезона назван Марат Гацалов, как-то особо усиленно продвигаемый на театральный Олимп. Он уже обладатель двух "Золотых масок" и вот теперь получил самую-самую. Извините, на основании чего? Его невнятный, слабоватый по актерским работам, какой-то "душный" спектакль Новосибирского молодежного театра "Глобус" "Август. Графство Осейдж", надо полагать, лучшее, что может предложить российский провинциальный театр в лице 30-летнего режиссера. Ни Римас Туминас, ни Миндаускас Карбаускис, ни Константин Богомолов, ни Юрий Погребничко, ни Кама Гинкас, ни Дмитрий Крымов, постановки которых держат планку современного театра недосягаемо высоко по сравнению с провинцией, звания "лучший режиссер" не были удостоены. Нонсенс. А зрителей, которые буквально ломятся на их спектакли, кто спросил?

Еще одна странная тенденция "Золотой маски": награждать спектакли, в которых при малых художественных достоинствах звучит гражданская тема. Таким является спектакль - победитель в номинации "Лучший спектакль в драме. Малая форма" "Антитела" театра "Балтийский дом", в котором речь идет об убийстве на национальной почве в Санкт-Петербурге. Кажется, для этого существует публицистика, документальное кино и другие формы представления и осмысления остросоциальных проблем. Конечно, это должно быть и на подмостках, как, например, происходит в московском Театре. Doc, но в общей картине отечественного театрального процесса такие работы именно по своим художественным достоинствам все же занимают скромное место и привлекают весьма ограниченную аудиторию.

Поразило решение жюри отдать "Золотую маску" за лучший спектакль большой формы Театру им. Ф. Волкова из Ярославля - "Без названия" по "Платонову" Чехова в постановке Евгения Марчелли. Исполнитель главной роли Виталий Кищенко справедливо награжден как лучший исполнитель мужской роли в драме. На фоне "Пристани" Театра им. Евг. Вахтангова, "Талантов и поклонников" Театра им. Вл. Маяковского, "Фрекен Жюли" Театра Наций в постановке Томаса Остермайера - решение более чем компромиссное. Но главному хиту прошедшего сезона "Пристани" все же была уготована награда - спецприз жюри. И момент вручения великолепному коллективу во главе с лучшим сегодня режиссером Римасом Туминасом "Золотой маски" стал кульминацией праздника. Когда на сцену во главе со своим худруком вышли участники спектакля - Галина Коновалова, Людмила Максакова, Юлия Борисова и многие другие - зал взорвался искренними аплодисментами. Ах, как же зрители любят этих талантливых людей! Стоя зал приветствовал и Светлану Немоляеву, единственную из старой актерской гвардии, наконец-то удостоенную звания "Лучшая актриса за роль второго плана". Она потрясающе сыграла Домну Пантелевну в "Талантах и поклонниках". Какое все же счастье иметь возможность соприкоснуться с великим искусством лицедейства, в котором все эти актеры - великие мастера. Молодые, вам есть к чему стремиться! Впервые за почти двадцатилетнюю историю "Золотой маски" в число награжденных попали выдающиеся деятели театрального искусства - Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Леонид Броневой, Роберт Стуруа, Александр Белинский. Под нажимом Союза театральных деятелей в лице Александра Калягина справедливость восторжествовала.

Приз за лучшую главную женскую роль получила актриса - любимица московской критики Роза Хайруллина. Она много и интересно работает в МХТ им. Чехова и в "Табакерке", но награждена за "отвязанного" "Лира" Константина Богомолова (питерский "Приют комедианта"), которому при его уникальной работоспособности никак не удается стать призером "Золотой маски". Прямо заговор какой-то против талантливого режиссера! Было дело, Валерий Фокин нелицеприятно высказался о нем и еще одном "инфант терибл" современного театра - Кирилле Серебренникове (слава богу, этот ни на что не претендовал). В результате Марат Гацалов у нас лучший режиссер.

По части музыкального театра вопросов меньше, но все же. Опять (уже в который раз) лучшим режиссером признан Дмитрий Черняков. Он же оказался еще и лучшим художником. И все эти почести за скандальный спектакль "Руслан и Людмила", открывший Историческую сцену Большого театра. А вот мало известная поздняя опера Россини "Граф Ори" Театра оперы и балета (Екатеринбург) оказалась почему-то незамеченной. Ни великолепная режиссерская работа Игоря Ушакова, ни дирижерская Павла Клиничева, ни замечательный вокал солистов и хора. За них обидно. Спектакль стал настоящим событием "Золотой маски". Впрочем, куда им тягаться с Пермским театром оперы и балета, который вот уже несколько сезонов возглавляет дирижер Теодор Курентзис. Он-то без "Маски" не останется никогда. На этот раз заслуженно получил ее за работу дирижера в опере и балете. Театр привез на конкурс "Так поступают все" Моцарта, балеты "Шут" и "Свадебка" и современную оперу "MEDEAMATERIAL". Исполнительница партии Медеи Надежда Кучер взяла приз как лучшая оперная певица конкурса. Лучшим оперным спектаклем жюри признало еще один скандально знаменитый - оперу "Сон в летнюю ночь" Бриттена Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в постановке английского режиссера Кристофера Олдена. Постановку обвиняли в пропаганде педофилии и наркомании, но вроде все обошлось. Художественные достоинства, особенно музыкальная составляющая - вне критики.

Снова разочарования по разделу музкомедии. "Фанфан Тюльпан" "Московской оперетты", выдвинутый по нескольким номинациям, пролетел со свистом. Несправедливо. Замечательный зрительский спектакль. Зато фаворитом конкурса стал "Бал вампиров" Театра музкомедии из Санкт-Петербурга. Его в Москву не привозили, так что поверим жюри. Хочется порадоваться за наших кукольников. Чуть ли не впервые в конкурс попал Театр кукол им. С. Образцова со спектаклем "Снеговик". Справедливо получили свои "Маски" актер Андрей Нечаев и художник Евгения Шахотько. А вот лучшими кукольными режиссерами (уже в который раз) признаны Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум - театр "Тень". Их спектакль "Скорая театральная помощь" назван лучшим. Беда только, что зрительный зал этого театра вмещает, кажется, пять или десять зрителей.





оригинальный адрес статьи