Театральная компания ЗМ

Пресса

20 апреля 2013

Хороших спектаклей больше, чем Золотых Масок

Евгения Тропп | Блог Петербургского театрального журнала

Я пишу этот текст после того, как вышли многочисленные статьи об итогах «Золотой маски». Оценки работы жюри по драматическим и кукольным театрам (в котором я в этом году работала) выставлены разные. Кто-то назвал наше решение «компромиссным», кто-то — «робким», а кто-то — наоборот, «максимально профессиональным». Одни авторы сетуют на то, что московским спектаклям, на которые зрители покупают дорогие билеты, не досталось «Масок», другие подсчитывают, во сколько раз больше режиссерских приемов у ненагражденного мастера, чем у награжденного молодого… Все это вполне нормально и естественно. Никогда ни одно решение жюри (или экспертного совета, не важно) не может удовлетворить всех. Я же хочу подчеркнуть очевидную вещь, о которой почему-то то и дело забывают: «Золотых масок» меньше, чем талантливых спектаклей. Всех достойных наградить нельзя.

16 спектаклей, представленные в номинациях «Драма. Большая форма» и «Драма. Малая форма», попали туда не случайно, не по прихоти каких-то злонамеренных критиков, членов неких «группировок». Это 16 весьма сильных конкурентов, и у каждого есть достоинства, которые позволяли бороться за награды. Экспертный совет отобрал то, что действительно стоило смотреть (не то в номинации «Эксперимент» — там конкурс был слабый), и жюри в этот раз почти не сетовало на экспертов. Может быть, только за то, что кто-то не был выдвинут на «Маску», — например, Анастасия Светлова за роль генеральши в ярославском «Без названия» и Людмила Михненкова за роль матери в красноярском «Путешествии Алисы в Швейцарию», еще — за отсутствие номинации «Художник по костюмам», за малое число номинантов среди художников по свету…

В итоге семь из 16 спектаклей («Без названия», «Антитела», «Пристань», «Таланты и поклонники», «Гедда Габлер», «Лир», «Август: графство Осейдж») были отмечены в той или иной номинации. Даже не семь, а восемь, потому что тюзовская «Злая девушка» сделана дуэтом Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной, который (дуэт) получил специальный приз жюри. Таким образом, половину из выдвинутых работ жюри наградило! Немало, согласитесь.
Лично мне жаль, что «Маски» не хватило на спектакль «Двое в твоем доме» Театра.doc. Здесь есть и блестящие актерские работы (включая исполнение драматургом Максимом Курочкиным роли главного героя — белорусского оппозиционера Владимира Некляева), и оригинальное жанровое решение, и остроумная лаконичность сценического языка, и актуальность. В нем документ и искусство соединились и создали художественный результат. Но петербургские «Антитела», также основанные на документальном материале, победили, и тут уж мне жалеть не чем, я этот спектакль очень люблю, писала о нем и считаю, что к нему нужно привлечь как можно больше общественного внимания, особенно в консервативном и инертном Питере.

Думаю, можно было рискнуть и дать «Золотую маску» за «Эксперимент» другому спектаклю Театра.doc — «Берлуспутин», но жюри он, в основном, просто не понравился.

С другой стороны, жаль воронежских «Дураков на периферии» — спектакль стильный, красивый, на поверхности смешной, а по сути горький. Здесь, боюсь, сыграло роль пристрастное отношение многих членов жюри к творчеству Платонова.

Конечно, мне обидно, что ничего не смог получить мой любимый театр «Около дома Станиславского» (как обычно, меня заворожила чистая театральная поэзия в спектакле Юрия Погребничко «Оккупация — милое дело, или О, Федерико!», а также удивительная работа Лилии Загорской в главной роли).

Думаю, за сценографию мог бы получить «Маску» Маттиас Лангхофф, но его саратовский «Софокл. Эдип, тиран», поначалу очень заинтересовавший странным мрачным миром, созданным на площадке, постепенно разочаровал ритмическим и интонационным однообразием и тусклостью актерских проявлений. Впрочем, в номинации «Лучшая работа художника» (как и в номинации «Лучшая женская роль») конкуренция была мощнейшая. Можно было ожидать победы Марии Трегубовой в «Горках-10» Дмитрия Крымова (думаю, среди членов жюри осталось немало расстроенных тем, что этот спектакль в победители не вышел). Но премия великолепной сценографии Сергея Бархина для меня ценна еще и тем, что это единственная «Маска», оказавшаяся у александринской «Гедды Габлер», спектакля, с точки зрения режиссуры и актерского исполнения близкого к совершенству и очень современного (на мой, разумеется, взгляд).
Что хочется особенно подчеркнуть? Специальная премия жюри спектаклю «Пристань» — ни в коем случае не утешительный приз, а полновесная «Золотая маска». Внутри жюри были споры об этом спектакле (для кого-то он безусловный шедевр, торжество великого и прекрасного Театра, для кого-то — музейная коллекция ушедших в прошлое актерских приемов), но за то, что «Пристань» надо награждать, проголосовали единодушно. И, несмотря на то, что умница Галина Львовна Коновалова в своей речи иронично дважды повторила: «Если бы я получила эту „Маску“, я бы сказала нижеследующее…», — эта восхитительная актриса ее получила так же, как выдвинутый на премию Юрий Яковлев и не выдвинутые Владимир Этуш, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Евгений Князев, Ирина Купченко, сценограф Адомас Яцовскис, художник по костюмам Максим Обрезков, композитор Фаустас Латенас… С удовольствием вспоминаю тот момент церемонии вручения, когда Римас Туминас жестами и словами призывал выйти на сцену всех, кто участвовал в создании «Пристани» (а многие не хотели туда подниматься), и тут вдруг весь зал встал и устроил ликующую овацию, а растроганные вахтанговцы почувствовали воодушевление коллег по цеху и (надеюсь!) обижаться перестали.

Один наш спецприз был присужден великолепным традиционалистам, второй — молодым новаторам. Любопытно, как пишет об этом газета «Ведомости» в своем обзоре итогов «ЗМ»: «Волкострелову, впрочем, ближе к финалу под оглушительный аплодисмент таки вручили спецприз — делал это председатель с явной неохотой». Я смеялась, читая эту фразу, только не знала, имею ли я право разглашать закулисные тайны и сообщать читателям, что председатель жюри Валерий Фокин как никто радел за эту спецпремию… Но Валерий Владимирович сделал это сам в «Новой газете»: «В случае Волкострелова единодушия не было, но я убеждал жюри, что среди фальшивых авангардистов, псевдоноваторов нужно молодой и честный поиск замечать». Так что автор «Ведомостей» попал пальцем в небо, впрочем, не только в этой части статьи. Меня несколько огорошили слова: «Жюри драматического театра состояло преимущественно из критиков и артистов», — потому что в жюри «Золотой маски», как всегда, входили представители всех театральных профессий. В прямом арифметическом смысле четыре артиста вместе с четырьмя критиками могут составить численное преимущество над четырьмя режиссерами и двумя художниками, но все-таки такой подсчет показался мне странным и не очень нужным. Думаю, наши профессии сыграли самую малую роль в наших предпочтениях, а решающими были, естественно, личные вкусы и представления о том, что в театре хорошо и что — плохо.

Как многие лауреаты, выходя на сцену, благодарили своих родителей и передавали привет тете, дяде и детям, так и я, воспользовавшись случаем, хочу поблагодарить всех своих коллег по жюри и передать им привет и пожелания творческих успехов. Было очень здорово работать с такими талантливыми людьми, было безумно интересно слушать все выступления. Как подробно, профессионально, искренне разбирали спектакли на наших обсуждениях актрисы Мария Шашлова, Светлана Замараева и Нелли Уварова, актер Сергей Юшкевич, художник Валерий Полуновский! Мы спорили, расстраивались, переживали… Конечно, было трудно договориться, и тем членам жюри, которые — к примеру — категорически не приняли спектакль «Без названия» или режиссуру Марата Гацалова в «Августе…», ничего не оставалось делать, кроме как принять численный перевес голосов. Так же как и тем, кто считал, что нет лучше спектакля, чем «Горки-10», или «Год, когда я не родился», или «Фрекен Жюли». Финальное решение жюри — это, в конце концов, простое голосование… Отдельная благодарность — моим коллегам-критикам, а читателей я отсылаю к прекрасному тексту Алены Солнцевой в «Московских новостях», в котором она рассказывает о номинантах и лауреатах «Золотой маски» и о нашей работе в жюри.
Когда я посмотрела спектакль «Без названия» (я бы уточнила — когда я его досмотрела, потому что ощущения менялись в течение просмотра), я сказала себе: если мы ничего не дадим этому спектаклю, я перестану уважать саму себя. Конечно, невозможно было даже предположить, что «Маска» за большую форму уйдет в провинцию… Но это произошло. И ярославцы безусловно заслужили свою премию! Почти провалив первый акт, они второй и третий сыграли невероятно сильно, на пределе возможностей. Сыграли «за себя и за того парня» — режиссер Евгений Марчелли в тот день попал в больницу, артисты волновались за своего руководителя и чувствовали особую ответственность за спектакль. Но все-таки дело не в конкретном удачном представлении, а в том, что это очень талантливая работа. Спектакль Марчелли нервный и бурный, «непричесанный», чувственный, рваный и отчаянный, трагический, хотя и смешного в нем очень много. Экспрессивно и резко играет Виталий Кищенко, получивший «Золотую маску» за лучшую мужскую роль: его Михаил Платонов страшен, жалок, опустошен, изнурен — что-то от вампиловского Зилова проглядывает, что-то от Высоцкого (талантливая человеческая натура, талантливо же предающаяся самосожжению).

Замечательны дуэты Кищенко с Анастасией Светловой в роли сладострастной, роскошной Анны Петровны, а также с Александрой Чилин-Гири в роли жены Платонова Саши, изо всех сил защищающей свою любовь и достоинство. Та часть второго действия, в котором к замученному похмельем и отвращением к себе Платонову по очереди являются женщины и требуют любви, выстроена в головокружительном темпе, с акробатической ловкостью и цирковой стремительностью, а третий акт на огромной пустой сцене смотрится почти как балет, настолько филигранно точны все трагикомические мизансцены… В общем, получилось так, что лично для меня итоги «Золотой маски» оказались хоть и совершенно неожиданными, но очень радостными. И если бы мне предложили что-то по своему вкусу поменять, я бы, во всяком случае, ни у кого из награжденных «Маску» не отняла. Пусть носят на здоровье.



оригинальный адрес статьи