Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2013

Диана Вишнева увезла сразу две «Маски», а вахтанговцы остались со… специальной премией

Анастасия Плешакова | Газета «Комсомольская правда»


В Москве в 19-й раз раздавали национальные театральные премии.

В который год награждение «Золотыми масками» проходит строго по протоколу, словно это не театральная премия, а вручение государственных наград в Кремле. Ни тебе фейерверков с салютами, ни пародийных опер по мотивам русских сказок в жанре капустника, как бывало в прежние годы. Теперь на «Золотой маске» все по-взрослому. Ведущие объявляют номинацию, открывают конверт и называли имя очередного лауреата. Если по ходу церемонии и случаются сюрпризы, которые не дают заснуть заскучавшим журналистам, то эти неожиданности связаны исключительно с выбором лауреатов. Решения жюри и на этот раз были непредсказуемы, а порой необъяснимы.


Лучшей оперой был назван спектакль "Сон в летнюю ночь" в постановке англичанина Кристофера Олдена. Если кто помнит, премьера этого спектакля стала пощечиной общественному вкусу. Как говорили, накануне премьеры родители детей, занятых в спектакле, обвинили постановщика в пропаганде педофилии, алкоголизма и наркомании. Пошла смотреть спектакль экспертная комиссия. Посмотрела, признаков педофилии не обнаружила и дала спектаклю зеленый свет. И вот он - лауреат главной театральной премии.

"Золотую маску" в номинации "Лучший балетный спектакль" получила постановка "Диана Вишнева: Диалоги" Мариинского театра. Прима Мариинки была названа и лучшей артисткой балета. Кстати, та же история случилась четыре года назад, когда Вишнева взяла две «Маски» за проект «Диана Вишнева: красота в движении». Если жюри «Золотой маски» кого-то полюбит, то это всерьез и надолго. Награды на фаворита посыплются как из рога изобилия.

Теодор Курентзис был назван лучшим дирижером в опере (спектакль "Cosi fa tutte" Пермского театра оперы и балета). Не прошло пяти минут, как Курентзис снова вышел за «Маской» - лучшего дирижера балета (спектакль «Шут» Пермского театра). Выбор жюри даже ему показался неожиданным, о чем он сообщил со сцены, мол, странно, когда дирижеру в опере дают еще премию за успехи в балете. Но вскоре на сцену вышел… опять Теодор Курентзис. Вместе с главным балетмейстером пермского театра Алексеем Мирошниченко он получил специальную премию. Но на этом сюрпризы не закончились.

Одиозный режиссер Дмитрий Черняков (помнится, с премьеры его спектакля «Евгений Онегин» в Большом театре демонстративно ушла Галина Вишневская, которой не понравилась слишком смелая трактовка классической оперы) получил «Маску» за постановку «Руслана и Людмилы» в Большом. А еще через несколько номинаций режиссер Черняков был назван лучшим… художником музыкального театра. Дмитрий был удивлен выбором жюри не меньше, чем Теодор Курентзис, мол, какой из меня художник?.. Но от второй «Маски» не отказался.

Не меньше сюрпризов было, когда объявляли лауреатов драматических спектаклей. Приз за лучшую женскую роль получила талантливая (худрук Олег Табаков называет ее гениальной) Роза Хайруллина - за короля Лира (спектакль питерского театра «Приют комедиантов»). «Маска» за лучшую мужскую роль досталась Виталию Кищенко. Многие знают его по работам в сериалах. Он обошел титулованных соперников - Евгения Миронова и Юрия Яковлева. Лучшим спектаклем назвали «Без названия» ярославского театра, в котором и занят Виталий Кищенко. Постановка ярославского театра обошла бесспорного фаворита - спектакль театра им.Вахтангова «Пристань». К удивлению журналистов, не досталась «Маска» режиссеру «Пристани» Римасу Туминасу, жюри не отметило вниманием блистательных вахтанговцев Галину Коновалову и Юрия Яковлева. Конечно, выбор жюри - всегда субъективный. Но почему-то каждый раз, когда речь заходит о театре Вахтангова и его худруке Римасе Туминасе, взгляд жюри замыливается и теряет свою остроту. То ли это особого отношения именно к этому театру, который по объективным критериям (количеству аншлаговых спектаклей, проданным билетам, даже числу народных артистов СССР) сегодня в Москве лучший. То ли убежденность жюри, что истинные театральные таланты родятся только в провинции. Кстати, два года назад была похожая ситуация. Вахтанговец Сергей Маковецкий должен был получить «Маску» за роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня». Тогда жюри отдало «Маску» Игорю Гордину. Режиссер Туминас признался, что жюри поступило с Маковецким несправедливо. Но в тот раз вахтанговцы получили премию в номинации лучший спектакль. Вчера же один из лучших московских спектаклей «Пристань» удостоился поощрительной «специальной премии жюри». За ней вахтанговцы и вышли на сцену. Тут-то и прорвало народную артистку СССР Юлию Борисову.

- В нашей профессии много несправедливости, актеры зависят от случая, везения, удачи, - говорила Юлия Константиновна. – У нас в театре есть прекрасная актриса во всех отношениях…

- И молодая…, - бросила реплику актриса Галина Коновалова, о которой шла речь.

- Да, Галине Львовне 97 лет…

- Девяносто шесть, - уточнила Коновалова.

- Она у нас с юмором, - продолжала Борисова. – Всю жизнь в театре была «скорой помощью», кому квартиру выбить, кому роды организовать – все к ней.

- Что она несет! – изумлялась в соседний микрофон Коновалова. Но остановить Борисову было невозможно.

- Так сложилась ее творческая судьба, что только в последние годы Галина Коновалова стала великой актрисой. Ее огромный талант разглядел Римас Туминас…

- Я не виновата за этот сумасшедший монолог, - взяла слова старейшая актриса вахтанговского театра. - Если бы я получила Золотую маску (увы, прекрасную работу Галины Коноваловой в спектакле «Пристань» жюри проигнорировало – ред.), я бы сказала так. В Советском Союзе при вручении премии было принято благодарить родителей за то, что произвели на свет такую прелесть, и партию-правительство за то, что эту прелесть вывели в люди. Родители мои, увы, давно умерли. А партия и правительство у меня вызывают скорее недоумение, чем восторг. Поэтому я бы поблагодарила режиссера Римаса Туминаса, который дает мне интересную работу, и театр Вахтангова, которому я никогда не изменяла.


В финале награждали «Золотой маской» за выдающийся вклад в театральное искусство. Эти премии достались Татьяне Дорониной, Зинаиде Шарко, Александру Белинскому, Ивану Бобылеву, Леониду Броневому, Роберту Стуруа. Занаида Шарко и Леонид Броневой церемонию проигнорировали, сославшись на плохое самочувствие.



оригинальный адрес статьи