Театральная компания ЗМ

Пресса

24 апреля 2013

«Золотые Маски» для Дианы Вишневой

Елена Ларина | Газета «Трибуна»

Прима мариинского балета Диана Вишнева стала дважды обладательницей национальной театральной премии «Золотая маска» за проект «Диана Вишнева: Диалоги». Совсем скоро звезда мирового балета примет участие в программе открытия новой сцены Мариинского театра. Об этих и других важных событиях своей творческой жизни балерина рассказала корреспонденту газеты «Трибуна».


– Ваш новый проект «Диана Вишнева: Диалоги» стал одним из самых ярких хореографических событий в культурной жизни столицы, и вы получили за него две премии «Золотой маски». «Диалоги» также вошли в репертуар Мариинского театра. Насколько сложно было осуществлять этот проект?



– Это очень непростой и серьезный этап в моей карьере. В данном проекте мне удалось соединить разные поколения хореографов и танцовщиков из разных стран, и в этом мне помогла моя международная карьера. В нем участвуют компании из Америки, Германии, Нидерландов, и все это было связано с личными взаимоотношениями. Каждый из трех балетов достоин отдельного внимания. В них представлены разные стили и направления хореографии ХХ–ХХI веков. Первый балет проекта «Лабиринт» из цикла Марты Грэм «Мифы» поставлен в 1947 году. Музыку к постановке написал композитор Джан Карло Менотти, а декорацию создал японский художник-дизайнер Исаму Ногучи. Марта Грэм впервые представлена в России в этом проекте, и это моя гордость. Она мне показала балет два года назад на своем бенефисе, и он расширил мое сознание.

– Что дает танцовщику соприкосновение с новым стилем и новыми движениями?

– Когда пробуешь новый стиль, то в какой-то момент понимаешь, как глубоко он может погрузить тебя в собственный внутренний мир. Это дает только современная хореография. Когда занимаешься классическим репертуаром, то не так сильно это осознаешь. Тебе кажется, что сцена сумасшествия Жизели – это предел актерского мастерства. Когда берешься за современный балет, то глубоко окунаешься в свое личное сознание и можешь многое рассказать о себе. Эти новые стили и работа с разными хореографами, прежде всего, раскрывают тебя как художника.

– Второй балет, представленный в проекте «Диалоги», создан Джоном Ноймайером. Кажется, это не первая ваша встреча с этим мастером.

– Так же, как и с моим партнером из гамбургского балета Тьяго Бординым. А вот с пианистом Алексеем Гориболем, который исполняет в этом балете аранжировки музыки Моцарта, мы давно мечтали поработать вместе. Что, наконец, случилось. Третий балет «Объект перемен» на музыку Шуберта «Смерть и девушка» в переложении Густава Малера – тоже совершенно новый хореографический стиль из Нидерландов – Пол Лайтфут и Соль Леон. Все работы безумно трудные как физически, так и эмоционально. Я объединила их не случайно. На мой взгляд, в этих постановках раскрывается история поколений – от модерна Марты Грэм, через классика современного танца Джона Ноймайера, к сегодняшнему Полу Лайтфуту. Мне хотелось показать эту девальвацию танца, его историю. Я даже не знаю, какую работу выбрать, какая мне ближе, что больше захватывает. Здесь все потрясающе! Музыка, оформление, костюмы Пола Лайтфута приводят зрителей в абсолютный восторг. Огромное количество положений света! Над проектом трудилось огромное количество людей. Я очень рада, что смогла подарить Мариинскому театру такой проект.

– Каким вы видите его будущее?

– Ко мне поступает много предложений привезти его в другие города, но это очень дорого. Сложность декораций и постановки света требуют определенной сцены. Поэтому пока не получается его вывозить. Хотелось бы порадовать зрителей, но, может быть, какими-то частями удастся показать.

– Диана, а сцена Драматического театра Моссовета, насколько показалась вам удобной?

– Между прочим, я танцевала на ней на заре своей творческой юности, когда получала премию «Душа танца». Вместе с Ульяной Лопаткиной. Мы были совсем молоденькими тогда, как будто в другой жизни это было. Я, например, переодевалась в гримерной, где сидела Любовь Орлова. Я специально попросила, чтобы мне разрешили занять именно эту гримерную. Конечно, немного боялась, потому что это не совсем балетный театр. Но как только в него вошла, тут же почувствовала – здесь живет театральный дух людей.

– Недавно прошла ваша премьера в Большом театре в спектакле «Квартира» Матса Эка, а теперь вы позвали солиста Большого Андрея Меркурьева в Мариинку в качестве вашего партнера в проекте «Диалоги».

– Все мои партнеры в этом проекте замечательные. Каждый из них танцует ведущие роли. Совместить их приезд невероятно трудно, но я вижу, как они одержимы этим проектом, как им нравится наше общение. Мои партнеры становятся частью, и от них исходит ощущение сплоченности. Каждый из них – личность, индивидуальность, высокий профессионал. Я очень рада, что Андрей Меркурьев был номинирован на «Золотую маску», потому что он, безусловно, ее достоин. Я всегда рада с ним танцевать, он никогда меня не подводит, поскольку высочайшего уровня артист.

– Диана, вы не впервые получаете «Золотую маску». Что для вас значит этот фестиваль?

– Когда фестиваль только начинался, мне очень нравилась его идея – посмотреть, что происходит в разных регионах страны, куда они двигаются, какие там проблемы. Я всегда испытываю волнение, когда еду на «Золотую маску». Это еще одна встреча с московскими зрителями, которых я очень люблю. Мне тут сказали, что мы не сможем показать «Диалоги», потому что даты совпали с премьерой в Большом театре в балете Матса Эка. Я очень занервничала, как же так без «Золотой маски»!.. Для меня это очень важно. Спектакль в рамках фестиваля – это не один из регулярных спектаклей, а определенная вышина, точка, которую ты должен поставить очень жирно.

– Впереди вас ждет еще одно важное событие – открытие новой сцены Мариинского театра. Каково ваше впечатление от нового театра, и какие номера выбрали для участия в программе открытия?

– 1 мая я впервые войду в этот новый театр, на этот день запланирован первый пробный концерт. Открытие назначено на 2 мая. С ним связано не только много надежд, но и опасений, страха. Потому что мнение общественности разделилось, да и в театре немного нервная ситуация, потому что здание построено очень быстро, а внутри до сих пор круглосуточно идут работы. Я очень хочу побывать в нем, увидеть все своими глазами, прочувствовать, выйти на сцену. Лично для меня с открытием новой сцены связан весьма важный факт в моей творческой жизни – я буду впервые в России танцевать «Болеро». Премьера уже состоялась в Лозанне. На открытии будут выступать замечательные артисты. Валерию Георгиеву удалось собрать вместе и тех, кто работает в театре сейчас, и других именитых гостей, певцов, танцовщиков. Я для себя выбрала вариацию из «Кармен-сюиты» и одно из любимых моих адажио из балета «Парк» на музыку Моцарта. Я думаю, что, может быть, что-то и поменяется, но на сегодняшний день программа, связанная со мной, выглядит так. И я жду открытия новой сцены Мариинки с огромным воодушевлением.



оригинальный адрес статьи