Пресса

18 апреля 2013

Итоги «Золотой Маски»: восторги и недоумения

Елизавета Дюкина | Интернет-портал Newsmus.com

В Москве завершился 19-й предъюбилейный фестиваль «Золотая Маска». Торжественная церемония объявления результатов и награждения лауреатов состоялась в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Она успешно обошлась без постановочных изысков прошлых лет. Режиссер Нина Чусова, художник Зиновий Марголин, художник по свету Александр Сиваев и аннимационная графика Студии «Ракета Медиа» сделали церемонию сугубо информационной и деловой. Ведущие актриса Елизавета Боярская и режиссёр Евгений Писарев только объявляли «вручателей» «Масок», а всё остальное можно было увидеть и услышать на боковом экране и заднике, где высвечивались номинации и имена номинантов. Эмоции исходили от самих лауреатов, поднимавшихся на сцену за наградами, и от Государственного Камерного оркестра джазовой музыки им. О. Лундстрема пу Бориса Фрумкина.

В своём кратком вступительном слове генеральный директор Фестиваля Мария Ревякина сказала, что в это году «Золотая Маска» продолжалась более трёх месяцев. Экспертный совет проделал огромную работу, отсмотрев более 600 спектаклей, а в Фестивале участвовало 57 спектаклей из 148 российских театров и разных проектов. Размах огромный! Каковы же результаты? Неоднозначные: радостные и негодующие, ситуация уже привычная.

Разговор пойдёт только о сфере музыкального театра. Радостно, что на фестиваль приехали российские театры: из Петрозаводска, Новосибирска, Астрахани, Екатеринбурга, Перми и очень достойно показались. Но не все из них оказались отмеченными вниманием жюри пр эстонского дирижёра Эри Класа. Без каких-либо наград остались Новосибирский театр музыкальной комедии и Астраханский театр оперы и балета. Жаль астраханцев, которые представили своё спорное, но любопытное прочтение оперы Чайковского «Пиковая дама». Конечно, не всё им удалось. Наверное критиков и жюри не устроил явный перекос в сторону художника Магритта, по мотивам которого режиссёр и сценограф Константин Балакин построил свой спектакль, что явно противоречило партитуре композитора, значительно обеднив её. Но коллектив делает свои первые шаги в новом статусе театра оперы и балета (раньше это был музыкальный театр) и, конечно, нуждается в поддержке.

Главные награды получили две московские скандальные оперные постановки. «Маска» любит скандалы и всегда поощряет их наградами. Лучшим назвали спектакль Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, над которым работала группа из Великобритании: режиссёр Кристофер Олден, дирижёр Уильям Лейси и художник Чарльз Эдвардс. Справедливости ради надо отметить роскошную музыкальную основу спектакля. Оркестр играл в русле замечательной партитуры Бриттена, с удивительными нюансами, в отличие от более чем спорной постановки, которая никак не соответствовала музыке композитора.

Лучшим режиссёром был признан Дмитрий Черняков за постановку оперы Глинки «Руслан и Людмила» в Большом театре, на премьерах которой активно кричали: «Позор!». Ему же зачем-то присудили ещё одну «Маску» — за лучшую сценографию спектакля. Черняков сам очень удивился или сыграл удивление за вторую награду. Это понятно. На будущем фестивале ему не светят премии, поскольку пока режиссёра не приглашают российские театры на постановки, и Большой в том числе.

Мариинский театр неудачно выступил в Москве, показав «Сказки Гофмана» Оффенбаха и балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона-Бартольди. Но... и совершенно справедливо, «Маску» получил замечательный бас Ильдар Абдразаков, ярко воплотивший всех злодеев «Сказок». Это было единственное светлое и притягательное пятно в мрачной и нелепой постановке Василия Бархатова. На смену скучному спектаклю «Сон в летнюю ночь» пришёл проект мировой звезды и прима-балерины Мариинского театра: «Диана Вишнёва: Диалоги». Она завоевала две «Маски»: «за лучший спектакль» и «лучшую женскую роль» — решение абсолютно правильное. Диана Вишнёва — самое главное чудо прошедшего фестиваля. Три одноактных балета в хореографии мастеров разных эпох: «Лабиринт» Марты Грэм на муз. Д. К. Менотти, «Диалог» Джона Ноймайера на муз. Шопена и «Объект перемен» Пола Лайтфута и Соль Леона на музыку Шуберта и одна исполнительница — Диана Вишнёва с тремя разными партнёрами: Беном Шульцем, Тьяго Бординым и Андреем Меркурьевым (Большой театр). В каждом балете она хороша и точна в стилях хореографов и звучащей музыки. Технична и полна психологической убедительности, ярко эмоциональна и нежно лирична. Масса нюансов в сложнейших хореографических рисунках. Завораживает с первого появления на сцене и не отпускает до самого финала.




Обладателем «Маски» в номинации «Лучшая мужская роль в балете» объявили Олега Габышева в партии Родена в замечательном одноимённом балете Бориса Эйфмана на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне. Премиями были отмечены спектакли Петрозаводского музыкального театра «Золушка» Прокофьева в лице художника по свету Александра Мустонена и Екатеринбургского театра оперы и балета «Граф Ори» Россини в лице художника по костюмам Ирэны Белоусовой.

Чемпионом по количеству «Масок» — четыре — оказался Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского. Лучшим дирижёром в опере («Cosi fan tutte» Моцарта) и балете («Шут» Прокофьева) назвали музыкального руководителя театра Теодора Курентзиса. «Лучшую женскую роль» — Медею представила Надежда Кучер» в опере современного композитора Паскаля Дюсапена «Medeamaterial». И ещё коллектив получил спецприз жюри музыкального театра — «за большой культурологический подход к формированию балетного репертуара». Имелся в виду Вечер одноактных балетов «В сторону Дягилева», который объединил спектакли «Kammermusik №2», «Monumentum Pro Gesualdo» на музыку И. Стравинского в хореографии Дж. Баланчина и «Шут» С. Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко. Это действительно очень значительный проект и интересная постановка «Шута», осуществлённая главным балетмейстером А. Мирошниченко.


Такой же коллективный спецприз жюри музыкального театра присудило Детскому музыкальному театру им. Н. Сац за спектакль «Игра о душе и теле» Э. Кавальери и Екатеринбургскому театру оперы и балета — «за качественный художественный прорыв», поддержав оба коллектива в их поисках своего индивидуального творческого имиджа. Екатеринбурский театр очень изменился за последние годы, расширив свой репертуар новыми интересными постановками и значительно улучшив их музыкальное качество. Он привёз на Фестиваль настоящий раритет — оперу Россини «Граф Ори», которая не ставилась в России 200 лет, покорив слушателей высоким музыкальным уровнем спектакля (дирижёр Павел Клиничев) и искусством сопрано Ирины Боженко в труднейшей партии графини де Формутье.

В этом году на фестивале в номинации опереттамюзикл царствовали мюзиклы. Причём два из них принадлежали драматическим театрам. «Алые паруса» М. Дунаевского привезли в Москву Театр-Театр из Перми и Новосибирский молодёжный театр «Глобус». Справился ли Борис Мильграм с постановкой мюзикла на пермской драматической сцене? Скорей всего нет, но свою «Маску» он получил — таково решение жюри. «Алые паруса» новосибирцев резко отличались от других высоким музыкальным качеством, что и отметило жюри присуждением награды дирижёру Алексею Людмилину. Остальные три премии достались мюзиклу «Бал вампиров» Д. Стейнмана Петербургского театра музыкальной комедии: «за лучший спектакль», «лучшую женскую роли» — Манана Гогитидзе (Сара) и «лучшую мужскую роль» — Иван Ожогин (граф фон Кролог). «Бал вампиров» поставлен многочисленной зарубежной командой и имеет лицензию, которая лишила спектакль выезда за пределы Петербурга. Москвичи его не увидели, а жюри для просмотра ездило в северную столицу.

Масочный марафон завершён. Ещё какое-то время будут продолжаться споры о верном или неправильном решении жюри, высказываться восторги и недовольства. Но скоро театры займутся своими спектаклями с надеждой участия в 20-м фестивале «Золотая Маска».






оригинальный адрес статьи