Театральная компания ЗМ

Пресса

26 апреля 2013

«Танец» в «маске» и без

Алла Михалева | «Московская правда»

Конкурс "Золотая маска" в своей танцевальной части оказался достаточно сильным, хотя оставил вопросы как к экспертному совету, так и к уважаемому жюри. Например, странно, что Большой театр России в фестивальной афише в разделе "балет/современный танец" не был представлен вовсе, несмотря на премьеры прошлого сезона ("Dream of dream" Йорма Эло и "Классическая симфония" Юрия Посохова). И хотя Юрий Посохов (бывший солист Большого театра), повторивший свою американскую постановку, не мог претендовать на премию, его спектакль, вдохновенно исполненный московскими артистами, имел все основания быть выдвинутым на "Маску", а может, и заполучить ее.

Если же говорить об итогах фестиваля, то они корректны и дипломатичны. "Диана Вишнева. Диалоги" - эксклюзивный проект продюсера Сергея Даниляна и Дианы Вишневой, включенный в репертуар Мариинского театра, удостоен сразу двух "Масок" в номинациях "лучший спектакль в балете" и "лучшая роль в балете". Его авторы - лучшие хореографы современности: легендарная Марта Грэм, живой классик Джон Ноймайер и новые руководителями знаменитого Нидерландского театра танца Пол Лайтфут и Соль Леон. Партнеры Дианы Вишневой - ведущие танцовщики мировой сцены Бен Шульц из знаменитой Компании Марты Грэм ("Лабиринт"), Тьяго Бордин из гамбургского балета Джона Ноймайера ("Диалоги") и солист Большого театра Андрей Меркурьев ("Объект перемен"). Вдобавок ко всему, "Диалоги" идут под живой аккомпанемент, а у рояля не кто-нибудь, а сам Алексей Гориболь. Ну и, конечно, главное здесь - доминирующий над всем танец виртуозной Дианы Вишневой, смело бросившей вызов своей балеринской природе и меняющей наши представления о возможностях классической танцовщицы. Вишнева удостоена "Маски" (как лучшая балерина) совершенно справедливо. И все-таки жаль, что награда обошла ее молодую коллегу из Музыкального театра им. Стани-славского и Немировича-Данченко Эрику Микиртичеву, чья Сильфида стала настоящим событием прошлого сезона (за эту партию она и была номинирована на "Маску"). На фоне классических танцовщиц "затерялась" никак не отмеченная жюри Ольга Лерман, станцевавшая Анну Каренину в одноименном спектакле Вахтанговского театра. Возможно, все-таки резонно "выделить" исполнителей в разделе "современный танец" в отдельную номинацию. Досадно, что жюри не нашло возможности в какой-то форме поощрить эту необычную и трудноопределимую по жанру работу Анжелики Холиной, сумевшей создать для артистов драматического театра яркие, выразительные и - что самое важное - соответствующие возможностям каждого исполнителя роли-партии.

Но чем порадовала нынешняя "Маска", так это урожаем оригинальных постановок. Тут и "Amoro Buffo" Вячеслава Самодурова, и "Шут" Алексея Мирошниченко, и "Золушка" Кирилла Симонова, не говоря уже о "Sepia" и "Родене" лауреатов прошлых лет Татьяны Багановой и Бориса Эйфмана. В номинации "лучшая мужская роль" победил эйфмановский Роден - Олег Габышев. Лучшими же хореографами были признаны Гай Вайцман и Рони Хавер за спектакль "История солдата", созданный на стыке жанров (проект "Платформа", международный центр танца и перформанса "ЦЕХ", танцевальная компания "Club Guy and Roni", Нидерланды). Лучшим спектаклем современного танца были названы "Едоки" - вольная и мощная интерпретация на тему творчества Ван Гога в постановке Студии современной хореографии (Москва). Своих "спецмасок" музыкальное жюри удостоило целые творческие коллективы - Екатеринбургский театр оперы и балета и балет Пермского театра оперы и балета имени Чайковского.



оригинальный адрес статьи