Театральная компания ЗМ

Пресса

20 апреля 2013

Диалоги с Роденом - хореографические «кульбиты»

Андрей Фирер | «Музыкальная жизнь»

При неизбежном субъективном моменте в селекционной деятельности экспертов-отборщиков и судейской миссии жюри призовых неожиданностей и шоковых парадоксальностей в разделе «Балет» не случилось. Однако в самом выборе спектаклей-номинантов присутствовали в этом году некоторая путаница и жанровая размытость. К классическим балетам из всего представленного можно отнести лишь «Сильфиду» Лакотта, «Сон в летнюю ночь» и другую неоклассику Баланчина в программе «В сторону Дягилева». Странным образом с этими опусами конкурировали и танец модерн, и современный балет, и современный танец, представленные также в разделе «Балет».


Отборщики блюли свою линию, и их поиск во что бы то ни стало современных тенденций в искусстве дал резкий крен от оценочных кри¬териев высокого профессионализма к поверхностному сканированию художествен¬ной доминанты спектакля. Среди широкого спектра региональной танц-продукции вовсе не нашлось места балету Большого театра. Экспертный совет не вклю¬чил в конкурсную программу премьеры Большого в хореографии Йормы Эло и Юрия Посохова, тем самым лишив членов жюри возможности самим дать оценку этим спектаклям.


Самой интересной работой («Маска» за балетный спектакль) признан бенефисный проект «Диана Вишнёва: Диалоги», составленный из хореографически разнообразных и первоклассных опусов - «Лабиринта» Марты Грэм, «Диалога» Джона Ноймайера и «Объекта перемен» Пола Лайтфута и Соль Леон. В каждом из них балерина прекрасно справилась со сложной и интригующей задачей представить абсолютно отличную пластику и стилистический почерк авторов. Жадная до новизны, творчески неуемная, с завидным постоянством движется она вперед, постигая новые стили. Балет «Диалог» был специально постав¬лен Ноймайером для Вишнёвой. В музыке Фредерика Момпу «Вариации на темы Шопена» (партия фортепиано - Алексей Гориболь) хореограф со свойственным ему монографическим педантизмом пластически осмыслил психологические аспекты душевной драматургии балерины, тонко и глубоко раскрывающей свою чув¬ственность в руках элегантного кавалера. Ее бенефис («Маска» за лучшую женскую роль в балете) украсили и блестящие партнеры Тьяго Бордин, Андрей Меркурьев, Бен Шульц и ансамбль артистов Мариинки.



Соперницами Вишнёвой по сути были только Эрика Микиртичева в лакоттовской «Сильфиде» и Екатерина Кондаурова в «Сне в летнюю ночь» Баланчина (не самое лучшее творение Мистера Би, но достойно исполненное труппой Мариинки). Выступление красавицы Кондауровой знаковым не стало, не выйдя за рамки сказочной картинки. Эрика Микиртичева - самая техничная балерина новой генерации Музыкального теа¬тра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и в дерзании виртуозных задач - ей море по колено.



Партию Сильфиды она приготовила с выдающейся исполнительницей этой роли Гилен Тесмар, музой Пьера Лакотта, на которую он и поставил свой знаменитый балет. Наводила танцевальный лоск Эрике известная прима Токио-балета Юкари Сайто, тонкий интерпретатор сочинения Лакотта и талантливый педагог. Микиртичева снайперски точно сумела впитать нюансы и шик изысканной французской хореографии и станцевала отменно. Это по достоинству оценили профессионалы, но жюри сделало свой выбор в пользу Вишнёвой с учетом ее харизмы, мастерства, фонтанирующей инициативности, выходящей за рамки одного лишь исполнительства.


Обладателем «Маски» за лучшую мужскую роль в балете, фактически вне конкуренции, стал солист труппы Бориса Эйфмана Олег Габышев, ярко выступивший в заглавной роли балета «Роден». И хотя в техническом мастерстве остальные номинанты не уступали ему, актерская составляющая Габышева оказалась столь существенной, партия - выстроенной и выпуклой, а сценическая самоотдача - зашкаливающей, что художественно артист затмил своих соперников. В предложенных Эйфманом обстоятельствах Габышев продемонстрировал вла¬дение специфичным эйфмановским стилем и убедительно донес мысль хореографа.
Сам спектакль «Роден» «Маску» получить не смог. На сцене эйфмановского танц-театра уже много лет, как в калейдоскопе, подобно столбам в окнах летящего «Сапсана», меняются гранд-персонажи мировой истории и культовые фигуры искусства вечного. Но при этом остается незыблемой суть пластического повествования - экспрессивная мясорубка тел и чувств в нескончаемых трагических историях любви с психическим надломом. В спектакле легко узнаваемы и идеи, и минимализм избитой хореографической лексики: бесконечные раздиры ног, высокие поддержки, раздевания, лазание по полу и по движущимся конструкциям. Присутствует некая ущербность в ткани балета, а иные эпизоды грешат отталкивающей скабрезностью. Декларируемая глубина спектакля выхолощена репродукцией старого: «Роден» стал не откровением, но очередной серией эйфмановской саги о любовных диссонансах креативных личностей. Рассуждая в «Родене» о муках творчества и тернистом пути Мастера в искусстве, Эйфман ставит забавный эпизод нашествия злобных критиков, которые, не зная жалости, уничтожают все творческое и передовое на своем пути, оставляя позади себя пепелище деструкции. И, критикуя, невольно ощущаешь себя одним из этих персонажей.


Специальными премиями жюри поощрило балетную труппу Пермского театра оперы и балета и Екатеринбургский театр оперы и балета: это значит, отметило и «Шута» Алексея Мирошниченко, и «Amore buffo» Вячеслава Самодурова, который в агонизирующем балете Екатеринбурга ознаменовал начало большого творческого прорыва. «Шут», извлеченный Мирошниченко из долгого забвения, оценен заслуженно: несмотря на ненужное и насильственное внедрение классических па в этот опус, балет производит некое музыкальное и визуальное воздействие, благодаря музыке Прокофьева в эмоционально-взрывном исполнении Теодора Курентзиса («Маска» за работу дирижера) и сценографии Михаила Ларионова, воспроизведенной художниками Сергеем Мартыновым и Татьяной Ногиновой. «Свадебку» Килиана и балеты Баланчина пермяки исполнили также на приличном уровне.


В разделе «Современный танец/спектакль» «Маска» досталась «Едокам» (Театр-студия современной хореографии, Москва), спектаклю качественному и исполненному эмоционально и технично, но затянутому и лишенному новизны. Нидерландцы Гай Вайцман и Рони Хавер неожиданно выиграли «Маску» за «Историю солдата». Тем самым в выборе лучшего хореографа (среди постановщиков балета и современного танца) за масочным бортом неожиданно осталась Татьяна Баганова, которая продолжает генерировать танцевальные идеи. Она - единственная «незаезженная пластинка» среди от¬ечественных собратьев по цеху. И хотя мне показалось, что ее «Sepia» (театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург) была неидеально исполнена, да и вторична по гамбургскому счету - и вообще, и для самого хореографа, в частности,- спектакль в целом все же тонкий, необычный, с красивым визуальным рядом - с ливнями и струями песка. На фоне остальных участни¬ков конкурса ее хореографическая урожденность и избранность сочинять танец очевидны. Время тоже, как песок сыплется сквозь пальцы, в прошлое уходят танц-перипетии «Золотой Маски». Но практический танц-театр раздает свои «золотые» бонусы: ведь Большой театр именно Баганову избрал поставить «Весну священную».





оригинальный адрес статьи