6 сентября 2013

Театр – зеркало культуры

| Интернет-портал Ulpressa.ru

Центральным событием фестиваля «Лучшие спектакли «Золотой Маски» в Ульяновске» стал спектакль «Дядя Ваня» в постановке московского театра имени Вахтангова. После выступления режиссер и артисты нашли время пообщаться с ульновскими журналистами. Сам спектакль произвел на зрителей крайне неоднозначное впечатление. С одной стороны, классика осталось классикой, однако режиссер Римас Туминас ввел в свою постановку по бессмертному произведению Антона Павловича Чехова элементы модерна, эпатажа и даже психоделии. А сцена в серых тонах, резкая музыка и эмоциональная игра актеров, невольно навивала ассоциации с театральными экспериментами 70-80-х годов прошлого века.

- Я пытался отразись в своем спектакле все слои культуры различных эпох, — объяснил режиссер. – В нем есть что-то от Пушкина, что-то от Достоевского. Поэтому мой спектакль многие воспринимают по-разному.

- В процессе создания спектакля всегда приходится что-то ретушировать, — подключилась к разговору актриса Людмила Максакова. – Конечный результат – совокупность творческого замысла, игры, режиссерской работы, поэтому и столь многообразен.
На сцене предстал блестящий актерский ансамбль, большая часть которого давно любима театралами и кинозрителями. Исполнявший роль Войницкого Сергей Маковецкий, смог передать зрителям переживания главного героя, томимого тоской по утраченным возможностям и стремящегося всячески преодолеть свою робость и застенчивость. Чувства, знакомые многим, в трактовке актера заиграли новыми красками.

- В каждом монологе мой герой обвиняет в своих неудачах Серебрякова, — рассказал Сергей Маковецкий. – При этом не задумываясь, что в том, что с ним произошло он виноват лишь сам, поскольку сам выбрал этот путь. Подобное может случится почти с каждым, поэтому дядя Ваня – всегда актуальный песонаж.
При этом, по словам актера, после каждой роли важно оставаться самим собой, сохраняя свое лицо.

- Если меняться каждый раз, когда играешь нового героя, то превратишься в денежную купюру, — отметил Сергей Васильевич. – Во время спектакля или съемок да, ты ощущаешь себя своим персонажем. Например, когда я снимался в фильме «Поп», прочувствовал всю сущность настоящего православного батюшки. На мне было облачение из музея Сергиева Посада и наперстный крест 1837 года. Но когда прозвучала команда: «Стоп! Снято!», снова вернулся в обычную жизнь.
Приятным открытием для ульяновской публики стала великолепная игра Владимира Вдовиченкова. Его Астров – непонятый окружением романтик с мятущейся душой, вызвал овации зала, а сцена ночного разговора с Сонечкой была едва ли не самой яркой в спектакле. Актер выразил надежду, что работа в театре поможет ему, наконец, избавится от клише героя-дуболома, каким он предстал в фильмах «Бригада» и «Бумер». - Главное, я смог доказать, что могу сыграть что-то еще, — объяснил Владимир. – Театр открывает новые возможности, позволяет больше раскрыться, а самое главное, ты моментально чувствуешь отдачу зрителей. В кино же ты работаешь на перспективу, это тяжелее и морально и физически. Скажем, в том же «Тарасе Бульба», в сцене, где в мороз меня привязывают к колесу и обливают водой, я жутко замерз. А в театре тепло, комфортно, и всегда можно в гримерке попить чаю. Несмотря на то, что недавно ему довелось сыграть в кино президента России, Владимир Вдовиченков заявил, что актеры должны быть вне политики.

- Я бы советовал всем артистам подписать меморандум, согласно которому они не участвуют в выборах и политических дебатах, — отметил он. – В силу своей профессии актеры обладают большим влиянием на людей, чем могут воспользоваться те, кто стремится к власти. Поэтому лично я абсолютно аполитичен.
Трогательно-наивную игру актрисы Марии Бердинских (Соня-Авт.), оценили, в первую очередь зрители старшего поколения. Как призналась сама Мария, она сравнительно недавно играет в театре, и счастлива, что работает в таком коллективе.

- Природа, земля, лес, простор сильно влияют на человека, делают его более прямым и открытым, — сказала актриса. – Моя Соня – чистая и влюбленная, настоящая деревенская девушка. Я сама часто бываю в селе у родственников, наблюдаю за манерами людей, характерами. Это очень помогло мне в работе над ролью.

Владимир Симонов, знакомый телезрителям по фильмам «Граница. Таежный роман» и «Свадьба» также предстал в необычном свете. Обычно неотразимый и обожаемый женщинами светский лев, он сыграл пожилого профессора Серебрякова, переживающего глубокий кризис из-за недуга и невозможности вести прежнюю, насыщенную жизнь. Его не способна подбодрить даже молодая красавица-жена, которую сыграла Анна Дубровская. У кого-то это вызвало иронию, у кого-то жалость.
Самым удивительным было то, что несмотря на насыщенный график выступлений и гастрольную деятельность, после спектакля артисты театра выглядели бодрыми и полными сил. Оказалось, и в этом заслуга особого подхода режиссера к работе.

- Чтобы не надрываться на сцене и существует игра, — объяснил Римас Туминас. – Если ей не пользоваться, можно быстро переутомиться, довести себя до изнеможения, и понадобиться помощь врача. Поэтому, если найден верный художественный прием, актеры играют честно и открыто, то они отдыхают на сцене. И когда жена Маковецкого спрашивает, почему это ее муж после спектакля приходит домой такой бодрый, я отвечаю, потому что он все делает правильно.

- Несмотря на это, мы все чем-то жертвуем, — подключился к разговору Сергей Маковецкий. – Своим временем, здоровьем. Постоянные перелеты, переезды, недосыпание. Но магия, которой обладает наше творчество, все компенсирует. Когда творишь, не чувствуешь ни боли, не усталости, все отходит на второй план. И хочется играть еще и еще. Я получил огромное удовольствие от общения с ульяновскими зрителями. До этого бывать в вашем городе не приходилось, даже с антрепризами. А здесь такой прием, столько оваций. И очень понравился сам город – красивые здания, просторная набережная, прекрасный вид на Волгу. Мы очень рады, что смогли подарить вам праздник.



оригинальный адрес статьи

Пресса