27 сентября 2013

От эксперимента до классики

Николай Караев | Газета «День за днем»

В этом году фестиваль «Золотая Маска в Эстонии» пройдет с 14 по 24 октября и за десять дней покажет на разных сценах пять спектаклей – каждый по два раза.

Организатор фестиваля Светлана Янчек обращает особое внимание на постановку «Без названия» ярославского Театра драмы имени Ф. Волкова по ряду произведений Чехова, включая раннюю пьесу «Безотцовщина»:

«Евгений Марчелли – изумительный режиссер, и в эту его постановку легко влюбиться. Главную роль здесь исполняет Виталий Кищенко, уникальный актер, которого зрители могли видеть в фильме Карена Шахназарова “Белый тигр”. Я видела, как одна девушка-театровед вышла со спектакля и сказала: ах, ну безобразно хорош!.. По замыслу режиссера, когда на сцене появляется Платонов – Кищенко, все женщины моментально забывают о своих мужьях, любовниках, чувстве долга. То же самое происходит и в зале. Не зря Кищенко получил “Золотую Маску” как лучший актер года. И сам спектакль “Без названия” удостоился этой премии как лучший драматический спектакль большой формы, плюс номинация в категории “лучшая режиссерская работа”».

Кроме прочего, Марчелли впервые поставил третий акт чеховской пьесы, в котором женщины наносят визиты сбежавшему из общества Платонову. «Весь спектакль смеешься, а потом становится очень грустно, – добавляет Янчек. – Получился в итоге спектакль о женской невостребованности и мужской несостоятельности. Несчастный Платонов, доведенный до ручки любовью женщин и непониманием своего места в этой жизни, даже застрелиться с первого раза – и то не может...»

Как танцуют танец Дели?

Самой экспериментальной постановкой, которую наша публика сможет увидеть во время фестиваля, является «Танец Дели» питерского ТЮЗа. Режиссер - лауреат «Золотой Маски» Дмитрий Волкострелов (его иногда именуют «певцом социальной скуки»), в основу положена пьеса Ивана Вырыпаева. По форме это семь коротких историй об одной и той же девушке, которая среди грязи и крови на рынке Дели придумала удивительно красивый танец, выражающий самоё жажду жизни.

В конце каждой новеллы девушка умирает, между тем позиции всех остальных героев постоянно меняются: актер, играющий в истории № 1 мужа, в истории № 2 становится любовником и так далее. Есть еще медсестра, которая в финале каждой новеллы сообщает зрителям о случившемся – и с этим персонажем связана главная тайна спектакля. «По большому счету это спектакль о том, что такое искусство, – говорит Янчек. – О том, как оно рождается, что приносит людям, как оно их меняет».

Спектакль «Материнское поле» режиссера-хореографа Сергея Землянского по повести Чингиза Айтматова по описанию может показаться нетрадиционным – драматические артисты здесь играют свои роли без единого слова, – но на деле это классический спектакль о любви между мужчиной и женщиной, о счастливой и радостной семье, о долге перед родиной, просто все эмоции и вообще весь сюжет классика киргизской литературы выражается здесь движением и музыкой.

Приговор прошлого настоящему

Московский Театр под руководством Олега Табакова везет в Таллинн постановку Константина Богомолова (наши зрители могут помнить его спектакль «Волки и овцы», показанный на фестивале два года назад) «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря».

«Богомолов как никто умеет создать новое произведение, сохранив авторский текст, – комментирует Янчек. – Пьеса Розова повествует о конфликте отцов и детей в семье советского начальника, а Богомолов на основе этого сюжета рассказывает о развале всей страны, причем исключительно режиссерскими средствами. Пьеса выдержана в традициях русского реалистического театра, актеры – Олег Табаков, Наталья Тенякова, Дарья Мороз – играют «по школе», так, как играли и во времена застоя, декорации точно соответствуют эпохе, даже мебель ровно такая, какая стояла в те времена в квартирах функционеров. Получился очень жесткий приговор прошлому. Богомолов считает, что сегодня – это продолжение того, что было вчера, а значит, приговор остается в силе». «Год, когда я не родился» претендовал на «Золотую Маску» в трех номинациях – «лучший драматический спектакль большой формы», «лучшая роль второго плана» (Наталья Тенякова), лучшая работа режиссера.

Пятый спектакль «Золотой Маски в Эстонии» – «Коварство и любовь» по Шиллеру в постановке корифея современного российского театра Льва Додина. Среди актеров, занятых в этой постановке, – Данила Козловский, Ксения Раппопорт и Елизавета Боярская. «Я видела все спектакли Додина, но здесь он превзошел самого себя, – уверена организатор фестиваля. – Это безумно красивый спектакль, воздушный, струящийся, и при этом – достаточно актуальная история о том, как государственная машина пытается сгубить две человеческие судьбы – и внезапно натыкается на человеческий фактор, противостоящий всем и вся».

Помимо спектаклей театралов ждет и off-программа: мастер-класс режиссера Сергея Землянского, лекции преподавателя РАТИ и критика Павла Руднева, творческая встреча с режиссером Евгением Марчелли.



оригинальный адрес статьи

Пресса