Театральная компания ЗМ

Пресса

22 октября 2013

Ксения Раппопорт не смогла победить Елизавету Боярскую

Елена Ларина | Газета «Трибуна»

В Москву Малый драматический театр Санкт-Петербурга привез пять спектаклей, которые, по словам худрука Льва Додина, «важны для разговора с миром». Среди них две премьеры, которые москвичи еще не видели – это «Коварство и любовь» Шиллера и «Враг народа» Ибсена.


Драматургию Шиллера и Ибсена в репертуар МДТ привело само время. Почему Лев Додин выбрал именно этих двух авторов с трагическим мировосприятием? Потому что они говорят об уничтожении любви и человеческого достоинства. Именно об этих вещах Додин ведет свой непростой диалог со зрителем, и ведет его так, что слышна собственная боль от соприкосновения с сегодняшним миром. Додин, как мудрейший из нынешних театральных учителей, столь же тщателен в выборе и разборе литературы, как и бесстрашен в предъявлении собственного вызова. «Коварство и любовь» – несомненный вызов современному обществу, которое все настойчивее вымарывает любовь из списка вечных ценностей, превращая это понятие в некую имитацию. По убеждению режиссера, трагизм времени в том, что сегодня стало неудобно и неловко говорить о том, что именно общество убивает любовь в человеке. Что сегодня гораздо важнее карьера, мнимые атрибуты внешнего благополучия. Через Шиллера режиссер не только возвращает зрителя к мощным истокам безграничной силы человеческой любви, но и дает возможность увидеть ее собственными глазами, прочувствовать лично.
Любовь на сцене – это вызов и безоговорочная победа Додина-художника и блистательных артистов его труппы: Елизаветы Боярской (Луиза) и Данилы Козловского (Фердинанд). Они так красивы, так сильны и бессильны, так фатальны в своей любви, что им невозможно не поверить. На другой чаше весов сила власти – президент, отец Фердинанда (Игорь Иванов), его секретарь Вурм (Игорь Черневич), влюбленный в Луизу, и леди Мильфорд Ксения Раппопорт – фаворитка герцога, которая борется за официальный статус замужней леди. И картой, которую разыгрывают все участники заговора во имя собственных выгод, становится вернувшийся из университета Фердинанд. Сила власти не ведает жалости в достижении поставленных целей, под ее ногами оказываются: совесть, мечты, честь, свобода и любовь. Власть наслаждается собственным коварством, не сдерживает бешенства, когда ей перечат. Она боится разоблачения, но верит в безнаказанность. Так система власти уничтожает человека. Но ей противостоит недооцененный ею соперник – любовь искренних молодых сердец. Поэтому погибают любящие Фердинанд и Луиза, но не любовь.


Додин лаконичен, и с точностью ювелира отшлифовал форму своего высказывания до совершенства. Буквально каждый взгляд, жест, слово, движение, мелодия, предмет декорации становятся определенным смысловым кодом, и в то же время включены в живое переживание. Блестящим примером такого многослойного существования на сцене стала Ксения Раппопорт в роли леди Мильфорд. Глаза говорят одно, жесты другое, слова третье, она прелестная и отвратительная одновременно. Она носитель тайны самого коварства. Неудивительно, что 25 лет назад Лев Додин так и не смог поставить «Коварство и любовь» именно потому, что не нашел исполнительницы на роль леди Мильфорд.


Тот же лаконизм и в декорации Александра Боровского. На фоне трона, перечеркнутого упавшей перекладиной, которая может быть прочитана как крест, сцена постепенно заполняется длинными столами. На первом столе происходит бессловесное свидание влюбленных Фердинанда и Луизы. Второй стол отдан президенту, дальше приставленные друг к другу столы становятся коридорами, по которым совершает свои танцевальные па миледи. На одном из столов она соблазняет Фердинанда. За другим столом Луиза пишет порочащее ее имя письмо под диктовку секретаря Вурма. В конце концов, вся сцена очерчена по периметру этими столами. Все готово для свадебного банкета Фердинанда. Удавка затянута. Нарушить клятву любви – или смерть. Разрубить узел суждено Фердинанду. Он ведом не только любовью, но и горем предательства любимой женщины. Сын убийцы сам становится убийцей, но во имя любви. Он поклялся в верности, и не намерен эту клятву нарушать. Свечи, цветы становятся атрибутами как порочной свадьбы, так и смерти. Спектакль Додина заканчивается: отравленные Луиза и Фердинанд вдруг поднимают головы и смотрят в зал. Миледи тоже смотрит в зал, но как затравленный зверь. Абсолютно моцартовский по своей прозрачности спектакль, хотя единственная мелодия, как-то «кукольно» исполненная на флейте, принадлежит Бетховену. На ее фоне в финальной сцене микрофонный голос президента вдохновенно вещает о расцвете нации.


«Враг народа», пьеса Генрика Ибсена, казалось бы, так далека от эстетики Шиллера. Холодноватая, построенная на логических умозаключениях пьеса совсем не обещает душевных потрясений. И все-таки зрителю их не избежать. И опять точное попадание режиссера в артиста, а артиста в образ. Невозможно представить этот спектакль без Сергея Курышева в роли курортного доктора Стокмана. Он каким-то неведомым образом оживляет своей энергией не только поступки, но и работу мысли своего персонажа. Потому что доктор – мыслитель. И его личная свобода, его честь и достоинство неразрывны с постоянной мыслительной деятельностью. Доктор буквально гипнотизирует зрителя свободой своих высказываний, многие из которых могли бы стать крылатыми фразами сегодняшнего дня. Ну, например. «Что толку быть правым, если у тебя нет силы». «Источник благосостояния отравлен». «Политический деятель ни за что не может ручаться». Стокман в вязаном жакете с разными пуговицами радостно сообщает гостям, что зарабатывает почти столько, сколько нужно семье. Он сделал открытие, обнаружив, что источник целебной воды в его родном городе отравлен гнилостными бактериями. Нужно строить новый водопровод в лечебнице. Но его родной брат Петер, мэр городка, запрещает говорить об этом открытии. Городу придется разориться, предприниматели потеряют доходы, курорт придется закрыть и так далее. Все, кто поддерживал Стокмана в его правде в первом акте, во втором – объявляют врагом народа. Неожиданно зрители понимают, что до сих пор живут по Ибсену. Это когда «плебеи кишат всюду, достигая вершин общества». Стокман говорит о духовных плебеях, о людях, для которых целью жизни становятся власть и почести. Это добровольное рабство, которое ненавидит свободных людей. «Это проклятое сплоченное большинство», которое считает рабство свободой. Стокман готов разорить свой город, но не видеть, как он процветает во лжи. И город буквально изгоняет его. Стокману отказано в квартире, он уволен с работы. Его дочь и жена, лишенная наследства, уезжают. Посреди комнаты с выбитыми окнами доктор, закутанный в пальто жены, приходит к главному открытию: «Самый сильный человек на свете тот, кто наиболее одинок, точнее абсолютно одинок». Доктор Стокман, оставшийся верным правде, настоявший на свободе быть тем, кто он есть, обрекается обществом на тотальное одиночество среди «сплоченного большинства». Когда-то Константин Станиславский считал роль Стокмана своей актерской удачей. Возможно, эта роль станет одной из лучших и для Сергея Курышева. А спектакль «Враг народа» – одним из самых бесстрашных высказываний Льва Додина.





оригинальный адрес статьи