Театральная компания ЗМ

Пресса

20 января 2014

Мариинский театр в Москве: весна и Дон Кихот

Лейла Гучмазова | Журнал «Ваш досуг»

Новый сезон фестиваля «Золотая маска» по традиции открывается гастролями Мариинского театра. И балетоманам, и поклонникам оперы восторги обеспечены.

Тезис о равных театрах, среди которых кто-то равнее других, Мариинский подтверждает с самых первых «Золотых масок». Рискну сказать, что именно гордый петербургский театр первым посеял сомнения в цеховой дружбе участников фестивального процесса: самим фактом участия в нем он не столько уравнивался с остальными, сколько демонстрировал добрую волю. В том смысле, что все равно же понятно, что музкомедия города N старейшей российской императорской твердыне не чета. Маэстро Валерий Гергиев сразу снял свою кандидатуру из дирижерских конкурсов — одним жестом, но притом участию Мариинского в национальном театральном фесте все равно сопутствует аура исключительности. И это не миф, не игры PR-служб, не ухищрения социальных технологов и даже не магия имени. Как бы ни обсуждалось качество продукции, Мариинский уже четверть века предъявляет самый интересный среди российских музтеатров репертуарный план и делает самые любопытные спектакли. Скажем даже обыденнее: вне выставки достижений и победных фанфар в Мариинском театре все время что-то происходит, что делает его не только самым интересным, но и самым живым среди отечественных музтеатров.

Сумма этих обстоятельств стимулирует «Золотую маску» подыскивать самые удобные для Мариинки даты выступлений. Так по разумной режиссуре фестивального штаба спектакли этого театра уже много лет становятся затактом основной конкурсной программы, «проектом в проекте» с особыми полномочиями — камертона фестиваля, и с особым названием — «Премьеры Мариинского театра». В представленной в этом году афише гастролей будут два события, прорываться на которые всякому человеку с достойным IQ надо непременно. Хорошая новость для лагерей балета и оперы: будут вечер одноактных балетов Concerto DSCH и «Весна священная» и опера «Дон Кихот». Плохая новость для всех сразу: билеты поступили в продажу почти месяц назад, так что действовать надо решительно.

Concerto DSCH — 20-минутный балет Алексея Ратманского на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром Шостаковича, названный по аббревиатуре имени композитора. Давно уставший от хлопот пророка в своем отечестве, Ратманский ныне — живущая в самолете звезда и надежда мировой хореографии. Официальный хореограф-резидент Американского балетного театра недавно всполошил балетный мир премьерой в Ла Скала. Танцевальный текст соотносится со временем написания музыки — 1957 годом с его ожиданием грядущей оттепели шестидесятых. Легкая, нежная и оптимистичная история в текучих танцевальных рисунках (это похоже на акварельный сюжет в сравнении с писаными маслом «Русскими сезонами») не эксплуатирует «хорошее советское». Скорее воспроизводит летучие эмоции времени, обещавшего людям только хорошее.



«Весна священная» — дань Мариинки столетнему юбилею культового балета Игоря Стравинского. Поставленная первой фрау европейской хореографии Сашей Вальц, она не переигрывает визуальный ряд той самой легендарной «Весны…» вековой давности, где древние русичи терзали человеческую жертву.Эта доводящая до помешательства музыка у Вальц развивается скорее в духе Бежара: просто женщины, просто мужчины, просто страсти. Предельная абстракция заставляет зрителя думать, что нынешняя жертва — не маргинал, а людское сообщество целиком. Иначе зачем бы эти безумные люди корчили тела в невероятных прыжках и извивах, собирались в кучи и круги, сбивались в стаю и выпадали из нее. Жесткий в визуальном решении спектакль зрителей обычно приводит в замешательство. А иногда и в шок, но это только если за пультом стоит Валерий Гергиев. А он, кстати, редко упускает случай продирижировать бешеной партитурой Стравинского.



Единственная опера афиши — раритетный «Дон Кихот» Жюля Массне. В Мариинском теперь комплект «Донов» — Жуан, Кихот и Карлос. В России это название абонировал балет, но умные головы из Мариинского вспомнили, что в 1910 году композитор писал главную партию для Федора Шаляпина, так что патриотизм диктует. А авторское обозначение жанра как «героической комедии» дает повод для работы. Ставил и решал ее художественно Яннис Кокос, выставивший посреди сцены громадный том романа Сервантеса. Предназначенные когда-то Шаляпину лавры теперь получит отличный итальянский бас Ферруччо Фурланетто — крупный, стильный артист старой школы. Может, мощь романа да фактура главного героя надиктовали режиссеру характер действа, в котором нет ни фокусов, ни дерзких идей, герои двигаются вокруг да около книги. Но эта декларированная простота решения действует безотказно, и два с половиной часа пения пофранцузски пролетают как миг.



оригинальный адрес статьи