Театральная компания ЗМ

Пресса

7 февраля 2008

Штраус пишет из подполья

Илья Овчинников | Газета

Второй год подряд Мариинка представляет спектакли, номинированные на "Золотую маску", до официального начала фестиваля - в рамках цикла "Премьеры Мариинского театра в Москве". Через месяц в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко можно услышать "Енуфу" Леоша Яначека, чуть раньше - увидеть три одноактных балета на Новой сцене Большого театра. Там же сыграли "Электру" Рихарда Штрауса - у нее пять номинаций на "Маску" и высокие шансы на победу.


Год назад "Золотую маску" за лучший оперный спектакль получил "Поворот винта" Бриттена, представленный Мариинским театром, а несколькими месяцами раньше постановка удостоилась высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит". Два "Софита" есть и у "Электры" - у самого спектакля и у исполнительницы главной роли Ларисы Гоголевской. В случае с "Поворотом винта" главным поводом для наград стало, вероятно, великолепное исполнение музыки Бриттена, фоном которой служила не слишком выразительная, компромиссная постановка. Гораздо больше повезло "Электре" - ничуть не менее простая для восприятия опера, идущая без антракта почти два часа, обрела абсолютно цельное решение, при котором музыка и происходящее на сцене не воспринимаются отдельно друг от друга.



Четвертая по счету опера Штрауса была создана 100 лет назад и положила начало сотрудничеству композитора с драматургом Гуго фон Гофмансталем. Основой сюжета стал один из эпизодов мифологической истории рода Атридов, правителей Микен, связанный с гибелью царя Агамемнона. После возвращения из-под Трои он был убит собственной женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом. Дочь Агамемнона Электра полна ненависти к матери и живет лишь мыслями о мести. Душу Электры успокоит лишь возвращение ее родного брата Ореста, который расправится с убийцами. В первый же миг столь мрачной истории оркестр обрушивает на слушателей краткую музыкальную фразу - настолько безнадежную, что волосы встают дыбом. Пожалуй, даже у современника Штрауса - Густава Малера, чьи сочинения нередко считают излишне депрессивными, ни одно из них, кроме Шестой симфонии, не открывается такими же трагическими тактами. Зато очевидно сходство с "Дон Жуаном" Моцарта - оперой опер, "веселой драмой", где музыка, ведущая главного героя к гибели, звучит и в самом начале.

Режиссер Джонатан Кент и художник Пол Браун, также выдвинутые на "Маску", выстроили двухуровневую конструкцию с роскошным особняком наверху, где обитают Клитемнестра и ее окружение. Этажом ниже - невероятная свалка всевозможного хлама, полутемное подполье, где нашла убежище Электра. Вкупе с первыми нотами контраст производит сильнейшее впечатление. Автомобильные шины, обломки мебели, останки старых автомобилей и даже сломанный холодильник - все это напомнило рассказы Бориса Покровского о том, как для постановки "Жизни с идиотом" Шнитке искали аутентичный реквизит на городских помойках. И хотя между операми Шнитке и Штрауса почти столетие, ассоциация не так уж и случайна.



Шнитке был в большой степени наследником Альбана Берга, еще одного современника Штрауса, чья опера "Воццек" - один из эталонов музыкального экспрессионизма. К этой эстетике принадлежит и мрачная "Электра", не слишком похожая на более расхожие сочинения Штрауса - будь то "Дон Жуан", "Так говорил Заратустра" или вальсы из "Кавалера розы". Спасибо Валерию Гергиеву, в который раз представляющему далеко не привычную для отечественной публики музыку. Спектакля не было бы и без потрясающей работы Ларисы Гоголевской. Певица, прежде удостоенная "Маски" за партию Изольды, теперь выдвинута на премию сразу за две роли - в "Электре" и "Енуфе". Артистические достижения Гоголевской феноменальны и спасли бы даже не слишком удачную постановку. Однако авторы спектакля ни на минуту не забыли ни о музыке, ни об исполнительнице главной роли и потому, безусловно, заслуживают "Маски", и не одной.


оригинальный адрес статьи