Театральная компания ЗМ

Пресса

27 января 2014

Мария Ревякина: «Театр живет не только там, где построена сцена»

Елена Рыбакова | Журнал «Театральная афиша»

В 2014 году «Золотая маска», самый масштабный театральный фестиваль в новейшей истории России, отмечает 20-летие. Основная и внеконкурсные программы в юбилейном году насыщены как никогда, а значит, зрителям предстоит восхищаться не только спектаклями, но и уровнем организации фестивальной жизни. О философии взаимной ответственности как основе театрального успеха рассуждает Мария Ревякина, директор фестиваля «Золотая маска» и Театра наций.

– Что вы как директор фестиваля назвали бы главным в его программе в юбилейном году?



– Самое главное для нас всегда афиша конкурса, а она в этом году благодаря удачному сезону на редкость насыщенна. Второе, что для нас важно, – это, безусловно, наша образовательная программа «Институт театра», которую мы организуем вместе с Центром им. Вс. Мейерхольда. Интересными обещают быть программа «Маска плюс» (в ней примут участие российские спектакли, рекомендованные экспертами «Золотой маски») и проект «Новая пьеса», в рамках которого мы представляем российские и зарубежные постановки по пьесам современных авторов. Не могу не сказать и о нашей новой программе «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли». Это новый подход к показу зарубежных спектаклей на «Золотой маске», основанный на экспертном отборе и понимании, что российский театр живет в ситуации взаимных пересечений и влияний с театром европейским. В программе «Контекст» мы надеемся показывать зарубежные спектакли, которые предлагают нам понимание театрального языка и театральной действительности. В середине марта состоится «Детский Weekend» – трехдневная, очень плотная программа российских спектаклей для детей всех возрастов.
Мы работаем над новым интернет­проектом, посвященным истории театра за последние 20 лет. 27 марта в Театре имени Вахтангова пройдет юбилейный вечер, где мы хотим вспомнить двадцатилетний путь «Золотой маски», – этим действом занята большая команда во главе с Кириллом Серебренниковым, куда входят также Филипп Григорьян, Вера Мартынова, Александр Маноцков, Евгения Беркович и Валерий Печейкин. Наконец, церемония вручения премий в этом году состоится 18 апреля. Каждую из этих страниц «Золотой маски» я действительно считаю исключительно ценной.
– В этом году фестиваль, кажется, начался задолго до того, как открылись двери театров?
– Он начался карнавальной постановкой в Парке Горького еще в декабре. Мы планируем провести еще несколько акций – фотовыставку в Столешниковом пе-реулке, инсталляцию в ГУМе, вдохновителем которой стал художник Александр Боровский, пригласивший в свои соавторы Александра Иванишина. Весной со-стоится еще целая серия акций в московских кафе и магазинах. Она будет проис-ходить в режиме перформанса: человек пришел в магазин покупать одежду – и начал общаться с актером. Это важно, как любой опыт по связыванию про-странств: мы просто показываем, что театр живет не только там, где построена сцена.

Я рассказала вам сейчас только о московской программе, которую мы делаем ежегодно, но ведь каждый год «Золотая маска» после окончания фестиваля уст-раивает гастроли по городам России, показывает спектакли лауреатов и номинан-тов – все самое замечательное и интересное, что было сделано за сезон.
– Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы идея фестиваля не изжила себя?
– Надеюсь, этого никогда не случится, ведь «Золотая маска» – это квинтэссен-ция того, что возникло за сезон. Она как будто аккумулирует театральную сол-нечную энергию и будет вызывать интерес, пока есть театр. Театр очень нужен людям, потому что они получают там ту энергетику и те смыслы, которые они редко где могут получить. И главная задача фестиваля – привлечь внимание к те-атру и тем творческим, этическим, социально­политическим вопросам, которые ставят художники.


– Как появляются идеи новых проектов в рамках фестиваля? Кто придумывает вывести «Золотую маску» в ГУМ или собрать в Москве лучшие детские спектакли со всей России?
–Все придумывает команда людей, которые работают в «Золотой маске». И я чрезвычайно горжусь, что эти люди у нас есть, что они такие креативные. А глав-ное, они умеют не просто придумывать, но и осуществлять свои идеи. Большой театральный фестиваль – это действительно во многом вопрос менеджмента: ор-ганизовать работу экспертных советов, жюри, заполнить пространство вокруг конкурса яркими проектами, причем не только придумать их, но еще найти сред-ства и убедить чиновников и бизнесменов, что это нужно.
– Как вы объясняете потенциальным спонсорам, зачем нужно поддерживать театральный фестиваль?
– К счастью, крупный бизнес сегодня понимает это без дополнительных объяс-нений, а может быть, бренд «Золотой маски» уже работает на себя. Но недаром фандрайзинг называют искусством завоевывать друзей. Мне кажется, отношения фестиваля с нашим генеральным партнером – Сбербанком, с компаниями «Евро-цемент», «O1 Properties», «Северсталь», Фондом Прохорова и другими нашими друзьями – это отношения на таком уровне, где мы все понимаем, для чего со-трудничаем, и доверяем друг другу. Это уже несколько больше, чем уговорить какого­то партнера поддержать тот или иной проект. Понятно, что наладить взаи-мопонимание не всегда получается сразу. Один из наших партнеров вначале не верил, что жюри действительно принимает решение за круглым столом. Говорил: не может быть, чтобы у вас было честно, а не как на футболе. Потом убедился.
– С лета 2012 года ваш уникальный менеджерский опыт востребован и в Театре наций, где вы стали директором. Что вам удалось сделать на этом посту?
– Руководитель театра Евгений Миронов пригласил меня скорее как кризисно-го менеджера. В мои обязанности входит выполнение обязательств, планирова-ние, контроль, фандрайзинг, реклама, команда. У нас много идей по дальнейшему развитию, например создание театрального квартала. Мы предложили городу и федеральному правительству построить такой квартал на территории от Страст-ного бульвара до Петровки. Он должен стать открытой пешеходной зоной, чтобы люди могли гулять, где­то посидеть или провести время в многофункциональном культурно­театральном центре, где можно будет показывать спектакли, открыть киноклуб, библиотеку, проводить мастер­классы.
– Легко ли работать театру, в котором нет постоянной труппы, репертуара?
– Театр наций все равно репертуарный театр. Просто актеры связаны с театром не штатным расписанием, а гражданско­трудовыми договорами. К сожалению, жизнь в Советском Союзе привела артистов к убеждению, что если человек при-шел работать в театр, то это навечно. Это перекос системы, который надо исправ-лять. Понятно, что нам сложно сформировать репертуар: мы зависим от людей, работающих в разных театрах, хотя уже существует команда актеров, которые за-няты в большинстве спектаклей, и есть ощущение некой театральной семьи. Но актеры прекрасно понимают, что их пригласили на этот спектакль и неизвестно, пройдут они кастинг на следующий или нет. Мне кажется, что модели театров могут быть разными, главное, чтобы в театре были идея, лидер и вокруг него формировалась команда.
– Каково это, работать с замечательным актером и народным любимцем – Евгением Мироновым?
– Мне с ним очень интересно работать. Во­первых, Евгений – не просто заме-чательный актер, но и талантливый менеджер. Плюс ко всему он человек очень открытый, искренний, добрый.
– Как в таком не типичном для России театре принимаются решения о новой постановке? Откуда берется идея позвать Остермайера или Лепажа?


– Эти решения – зона ответственности художественного руководителя и его заместителя Романа Должанского. Это касается и приглашения российских ре-жиссеров. За ними очень внимательно следит сам Евгений Миронов. Никита Гриншпун, Туфан Имамутдинов, Илья Ротенберг, который с Ингеборгой Дапку-найте репетирует сейчас спектакль «Жанна», – всем им театр предоставляет воз-можность работать и расти.
– Как, по­вашему, театр должен реагировать на неудачу, на спектакль, который при всех вложенных усилиях и средствах не получился?
– Конечно, это всегда риск. Здесь все решает зритель: если он будет ходить – значит, спектакль останется в репертуаре. Знаете, я всегда за то, чтобы вклады-ваться в рекламу, но не верю, что реклама способна сделать спектакль лучше. В конце концов, спектакль за все отвечает сам.



оригинальный адрес статьи