Театральная компания ЗМ

Пресса

17 февраля 2014

Музыкальная Маска покажет классические движения и танцы для интеллектуалов

Анна Гордеева | Газета «Московские новости»

В музыкальных номинациях «Золотой маски» (балет, опера, мюзикл и современный танец) в этом году соревнуются 32 спектакля. Кроме конкурса есть еще и офф-программа – и она тоже заслуживает внимания. Представляем десятку самых занятных номинантов.


Самый разрушительный балет


«Деконструктор» - привычный титул для франкфуртского гуру Уильяма Форсайта, что в прошлом сезоне позволил пермякам взять в репертуар свой маленький балет «Вторая деталь» на музыку Тома Виллемса. Форсайт «разрушает», разбирает классические движения, и создает свой язык, эффектный и слегка пугающий, как человеческий голос, собранный в записи из нескольких голосов. Во «Второй детали» все чрезмерно: артисты демонстрируют сверхвыворотность (ноги открываются так, будто каждая из них способна совершить полный круг параллельно телу), сверхорганизованность (ансамбль достигает нечеловеческой точности), сверхмужество (на хореографии Уильяма Форсайта и мариинский народ, случалось, плакал – пермяки работают бестрепетно). Но уральские артисты, помимо безупречной выучки, вкладывают в работу всю душу – и Форсайт приобретает неожиданно человеческие черты. А в один вечер с номинируемой «Второй деталью» пермяки показывают стройные «Вариации на тему рококо» своего худрука Алексея Мирошниченко и «Souvenir», в котором англичанин Даглас Ли рассказал историю о том, что такое балет вообще и как трудно прощаться со сценой, когда приходит конец карьеры.

Три балета в манере поздней неоклассики

18 февраля



Пермский театр оперы и балета на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко



Самый трехмерный балет


Поучаствуй один раз в мега-проекте, подзаработай денег – и потом все будут тебя вспоминать как человека, что поставил танцы в «Гарри Поттере», не отмоешься. Уэйн Макгрегор, лучший на сегодняшний день британский хореограф, сочиняет танцы для интеллектуалов, перекладывая в балет математические формулы и философские проблемы – после его премьер на балетных форумах фанаты рубятся с научными трудами в руках. Сложные конструкции, невероятная пластика (тела изгибаются на какие-то такие углы, что и представить себе было невозможно) и ничего похожего на шествия кокетливых француженок из Шармбатона, но – Гарри Поттер, и все тут, смирись. В офф-программе «Золотой маски» личная компания Макгрегора «Random dance company» (он давно работает в Королевском балете Великобритании, но оставил за собой и собственную труппу, где чувствует себя более свободно) станцует «Atomos»: в названии зашифрован метод собирания танца из атомов движения, а при просмотре требуются 3D-очки, поскольку важной частью спектакля стала видеопроекция.

«Atomos»

19 и 20 февраля

Random dance company на сцене Театра им. Моссовета



Самая торговая опера


Действие вильнюсского спектакля, что участвует в офф-программе «Маски», происходит в большом магазине. Главные героини – кассирши, вежливые женщины с монотонной работой, что желают клиентам «Хорошего дня!», а когда на секунду отвлекаются от спешащих клиентов и пикания кассы, разговаривают (поют) о своем – о ежедневной жизни, ее трудностях и проблемах. Сочинение композитора Лины Лапелите называется «оперой для десяти кассирш, звуков супермаркета и фортепиано» и в нем столько же юмора, сколько и острой социальности. Звучит очень здорово – в проекте заняты профессиональные певицы.

Хорошего дня!


8 марта

Operomanija на сцене Центра им. Мейерхольда


Самый революционный балет


История о том, как мелкий неразумный начальник сумел превратить в бунтовщицу мирную крестьянскую девушку, а его величество король сделать то же самое со знаменитой актрисой была впервые поставлена Василием Вайноненом почти 80 лет назад и имела большой успех. В прошлом сезоне знаменитый спектакль о Французской революции воскресил на сцене Михайловского театра Михаил Мессерер. Подлые офицеры короля, отважные рабочие и крестьяне, кайф дружного шествия, веселой атаки и победных танцев на площади – из «Пламени Парижа» шарашит такая ясная, такая солнечная энергия, что редко встречается в сегодняшнем балете.

«Пламя Парижа»


18 марта

Михайловский театр на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко



Самая аутентичная опера


Моцарта играет Теодор Курентзис – и, собственно, к этому можно было бы ничего больше и не добавлять. Кропотливая и летучая музыка Моцарта обретает особенную воздушность, когда за пультом стоит худрук пермского оперного театра, в котором ровно столько же игры, лукавства и тайной мощи, что и в этой великой партитуре. Кроме дирижера, на «Маску» номинирован режиссер Филипп Химмельман, а также Анна Касьян (за роль Сюзанны), Андрей Бондаренко (за роль графа Альмавивы) и Наталья Буклага (превращающаяся в дерзкого пажа Керубино).

«Свадьба Фигаро»

23 марта

Пермский театр оперы и балета на сцене театра «Новая опера»



Самый прохладный балет



Екатеринбургский театр, три года назад сумевший заманить к себе в балетные худруки бывшего мариинского и ковент-гарденовского премьера Вячеслава Самодурова, теперь приезжает на «Золотую маску» регулярно – еще бы, по шесть премьер в год, им есть что показать. В этот раз они привозят в конкурс два спектакля, сделанные именно Самодуровым (сияющий огнями северного сияния Cantus Arcticus и сделанные с моцартовским изяществом «Вариации Сальери»), а дополняет новенькую программу балет весьма старинный: «Консерватория» Августа Бурнонвиля. Датский классик в свое время сделал спектакль просто о том, как балетная труппа поутру делает класс, готовясь к трудовому дню – и трудно представить себе зрелище более захватывающее, чем эти галантные вариации.
Cantus arcticus. Вариации Сальери. Консерватория.

25 марта

Екатеринбургский театр оперы и балета на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко



Самый современный танец


В конкурсе контемпорари этот спектакль «Балета Москва», в котором историю вагнеровских влюбленных рассказывают четыре пары одновременно, пожалуй, фаворит – так строго выточена композиция, так продумано оформление и так точно работают актеры. Поставил «Тристана и Изольду» француз Режис Обадиа, что десять лет назад уже работал с этой труппой (тогдашняя «Весна священная» «Маску» получила) – и в том, что отчаянная love story приобрела благородные черты, не потеряв ни капли темперамента, несомненно, его заслуга.



Тристан+Изольда. Фрагменты.

27 и 28 марта

«Балет Москва» на сцене Центра им. Мейерхольда


Самая аскетичная опера


Из не такой уж короткой истории святого Франциска Ассизского, проповедника необходимой бедности для монахов, композитор Сергей Невский взял лишь его смерть. В течение небольшого спектакля Франциск умирает, и за ним ухаживает преданная Клара. Действие явно происходит не в Италии, а в наших суровых краях – и речь, конечно, не о биографии святого, а о том, что мы сейчас понимает под праведностью и о том, что в любые времена требует от человека Бог, если всерьез вслушиваться в его требования. 4 номинации – лучший спектакль, лучшая работа дирижера (Филипп Чижевский), лучшая женская роль (Наталья Пшеничникова) и лучшая работа композитора (Сергей Невский). «Франциск» числится совместным проектом ведомой Василием Бархатовым «Опергруппы» и Большого театра – но Большой театр в прошлом сезоне лишь предоставил сцену для премьеры.

«Франциск»

8 апреля

«Опергруппа» на сцене театра «Новая опера»



Самый интерактивный танец


Петербургская труппа «Каннон данс» пригласила для постановки израильскую хореографиню Ренану Раз – и та перенесла на брега Невы свой проект, что уже не раз с успехом показывала в других странах (именно потому что перенос – имени хореографа нет в листе номинантов, есть только название спектакля; таковы правила «Маски»). Но в каждой стране этот проект выглядит по-разному, потому что суть его – взаимодействие с роликами из YouTube. Зрителям демонстрируют ролик – а потом артисты выдают свою вариацию на тему; впрочем, иногда «вариация» танцуется до исполнения «темы». Смысл – заставить зрителя задуматься о границах импровизации и о множественности миров; смотрится забавно и незаметно, но верно затягивает.

YoumakeRemake

9 апреля

«Каннон данс» на сцене Центра им. Мейерхольда



Самая неожиданная оперетта


С этой номинацией всегда проблемы – ну сложно у нас в стране с качественной опереттой, да и с мюзиклом все непросто. В этом году экспертный совет собрал в номинации «оперетта/мюзикл» три спектакля – продукцию Stage Entertainment, добротную «Русалочку», что второй год идет на Пушкинской площади, мюзикл «Белая гвардия» в постановке Екатеринбургской музкомедии (забавное, должно быть, зрелище) и – «Мессу» Леонарда Бернстайна, поставленную в Новосибирском оперном. Мощная и саркастическая, редко исполняемая музыка – то, что надо на Маске услышать обязательно. Кроме спектакля как такового, в шорт-лист внесены режиссер Резия Калниня, дирижер Айнарс Рубикис, художник Кристапс Скулте и исполнитель главной мужской роли Дмитрий Суслов.

«Месса»

11 апреля


Новосибирский театр оперы и балета на сцене Большого театра



оригинальный адрес статьи