Театральная компания ЗМ

Пресса

4 марта 2014

Сорокин и Богомолов зовут к топору

Елена Дьякова | «Новая газета»

10-летие фонда Михаила Прохорова отмечено гастролями спектакля «Лед»

3—4 марта в Москве, на сцене Театра Наций, прошел совместный проект фестиваля «Золотая маска» и фонда Михаила Прохорова: гастроли спектакля Константина Богомолова «Лед» (Национальный театр, Варшава). В основе постановки — роман Владимира Сорокина. Гастроли не только открывают драматические внеконкурсные программы «Маски»-2014, но и приурочены к 10-летию фонда Прохорова.

Фонд этот за десять лет существования сделал много. Его детища — Красноярская книжная ярмарка (КРЯКК), крупнейшая из региональных книжных ярмарок России, литературная премия «НОС», TRANSCRIPT — программа переводов и издания русской художественной и гуманитарной литературы в иных странах. Списки переведенного и изданного по этим грантам — от Владимира Соловьева (философа, философа!!!) до прозы тарусского доктора Максима Осипова.

Во всех странах аналогичные программы ведут организации национального уровня, масштаба Британского совета и Французского культурного центра. А у нас, таких державных, — частный фонд, не издавший за десять лет ни единого патриотического взвизга, зато издавший в мире несколько сотен прекрасных русских книг.

Среди действующих проектов фонда Прохорова — Карамзинские стипендии для историков, гранты на укомплектование региональных библиотек, трэвел-гранты и стажировки для молодых исследователей, поддержка социально незащищенных семей, одаренных спортсменов и театральных постановок в Красноярском крае, партнерство с фестивалем «Золотая маска», Театром Наций, Российским национальным оркестром Михаила Плетнева, фестивалем современного искусства в Санкт-Петербурге. Фонд Прохорова сотрудничал с Малым драматическим театром Льва Додина, принимал деятельное участие в гастролях спектаклей Чеховского фестиваля в регионах России. Фонд вел программы поддержки молодых исследователей Урала, Сибири, Дальнего Востока (и этому направлению — цены не сложишь!).

А варшавский спектакль Константина Богомолова по роману Владимира Сорокина оказался очень мало похож на его сотрясающие умы московские и питербургские блокбастеры. Во-первых, в отличие от «Лира» и «Карамазовых», бережно сохранен текст романа «Лед». Все сорокинские метафизические выпады, весь мат, все фекалии, все рассказы многострадальных тружениц шеста и презерватива о рабочих буднях начала 1990-х, все таинственные, как привокзальная брошюра о гитлеровской программе Ahnenerbe, отблески эсэсовских фуражек и начищенных сапог МГБ. Все это кипение жизни пластически не сыграно — прочитано. Сцена заставлена недорогими раскладными тахтушками, на них сидят и лежат, иногда явно впадая в дрему или в вещий транс, варшавские актеры. Актеры Национального театра, к слову сказать, очень профессиональны и хороши. Элегантно подчеркивая фрустрацию персонажей (типичную, кстати, для 1990-х), они проговаривают диалоги романа. Авторский текст появляется на видеоэкране. Атмосферу 90-х это воскрешает: зрителю часа через полтора почти кажется, что в каждой тахтушке, в ящике для белья, лежит скрюченный труп. Этой сценической метафоры в спектакле нет. Есть другая: кокетливо завернутый в бумагу для подарков продолговатый предмет на сцене оказывается респектабельным VIP-гробом. Тела в нем нет: есть точно такой же пустой гроб — но поменьше. А в нем и третий — уж совсем детских размеров. Надмогильный крест стоит в глубине мебельной композиции. На верхнюю перекладину надет зеленоватый резиновый череп.

«Говори сердцем!» — призывают сорокинские искатели любви и света, хряпая испытуемых граждан по грудине первобытным топором, изготовленным из космического льда Тунгусского метеорита. Выживает и приобщается к вселенской любви примерно один из сорока: поиск таковых среди «мясных машин» и есть великая миссия героев. «Пустышек» добивают. Фантасмагория, впрочем, напоминает вполне реальный лозунг 1996 года «Голосуй сердцем!». Теперь прошедшие это испытание скликают живых.

…Сколь-нибудь глобальные, социальные, гражданские, эстетические и профетические выводы из спектакля «Лед» я сделать не могу. Не нахожу материала.



оригинальный адрес статьи